17 января, 2019
Проверка временем: GTX 980 Ti и HD 7970 GHz против GTX 1070
Введение
Идея данного материала давно витала в воздухе, но материализоваться ему оказалось суждено практически случайно, когда в руки попалась видеокарта Nvidia GeForce GTX 1070. Результаты ее «синтетических» тестов 3DMark заставили вспомнить презентацию первых видеокарт архитектуры Pascal, во время которой бессменный глава Nvidia, господин Джен-Сен Хуан, заявил, что GTX 1070 оказывается быстрее Titan X (Maxwell), но при этом стоит гораздо дешевле. И если по поводу стоимости придраться тут не к чему: $449 за референсную GTX 1070 FE это действительно гораздо меньше, чем $999 за Titan X, то вот вопрос производительности требует отдельной проверки.
Буквально за несколько дней до приобретения GTX 1070 свое почетное место в коллекции заняла флагманская игровая видеокарта поколения Maxwell – MSI GeForce GTX 980 Ti Golden Edition. Учитывая, что Titan X и GTX 980 Ti достаточно близки по параметрам, мысль «проверить временем» чип GM200 возникла практически сразу же. По традиции, для этого будет использоваться набор игр, разделенных на две группы. Игры из первой группы выпущены в 2014-2015гг. Это значит, что геймеры либо уже играли в них к моменту выхода GTX 980 Ti, либо приобретали эти видеокарты с прицелом на прохождение данных игр. Игры второй группы выпущены в 2018 году, уже в конце жизненного цикла архитектуры Pascal.
Кроме того, интересно будет посмотреть, на какой прирост производительности сможет рассчитывать пользователь, если решит проапгрейдиться с видеокарты-ветерана Radeon HD 7970 (либо ее аналога – R9 280X) на GTX 980 Ti или GTX 1070. Насколько большим окажется ее отставание от видеокарт Nvidia с более прогрессивными архитектурами Maxwell 2.0 и Pascal? Результаты будут дальше, а пока ознакомимся с участниками тестирования и обновленным тестовым стендом.
MSI Radeon HD 7970 GHz Edition
Про видеокарту Radeon HD 7970 сказано уже много. Она была анонсирована в конце декабря 2011 года и представила первое поколение новой графической архитектуры AMD GCN 1.0. Фактически, для AMD она стала столь же значимым продуктом, как в свое время GeForce 8800 GTX для Nvidia. Конечно, с тех пор архитектура GCN претерпела изменения, но основополагающие принципы организации вычислительных блоков остались прежними.
В июне 2012 года AMD в качестве ответа на выход GeForce GTX 680 выпустила ускоренную версию HD 7970, получившую суффикс GHz Edition. Как ясно из названия, базовая частота ядра была повышена до 1 ГГц, но кроме того у видеокарты появилась функция автоматического разгона в нагрузке еще на 50 МГц. Также разгону подверглась и память – ее результирующая частота составила 6000 МГц.
В прошлом тестировании, где HD 7970 сравнивалась со своим главным конкурентом, GeForce GTX 680, карта от AMD продемонстрировала хорошие результаты. Она легко справилась со всеми играми своего периода (2011-2013гг.) и даже позволила насладиться большинством игр 2014-2017гг. Очевидно, что во многом такая «сохранность со временем» – это заслуга оптимизации игр под архитектуру GCN, которая применяется в видеокартах AMD и по сей день.
Но что будет, если усложнить условия? Как покажет себя HD 7970, разогнанная до частот версии GHz Edition, в играх 2018 года? Остается только проверить. В тестировании примет участие видеокарта MSI R7970 на частотах 1050 МГц по ядру и 1500 (6000) МГц по памяти.
MSI GTX 980 Ti Gaming 6G Golden Edition
Первой видеокартой на базе «большого» ядра Maxwell 2.0 стала Titan X, представленная в марте 2015 года. Однако ее позиционирование с прицелом на создателей, а не потребителей контента, и нескромная цена в $999 отпугивали рядовых геймеров. Специально для удовлетворения их нужд Nvidia в начале июня того же года выпустила модель GeForce 980 Ti. Она лишилась двух мультипроцессоров и сразу половины объема памяти, однако в отличие от Titan X получила множество нереференсных модификаций от партнеров Nvidia, которые позволили выжать максимум производительности из ядра GM200 при помощи разгона.
Представлять GeForce GTX 980 Ti в тестировании будет «Золотая версия» от MSI – уникальная лимитированная версия видеокарты GTX 980 Ti Gaming 6G, оснащенная полностью медным радиатором системы охлаждения. MSI Golden Edition имеет сразу три частотных профиля для ядра/памяти, а для их переключения используется специальная утилита Gaming APP.
- Первый профиль – Silent (тихий). Базовая частота ядра в нем составляет 1050 МГц, что на 50 МГц выше референсного значения от Nvidia. Boost поднимает ее до 1126 МГц. Как ни странно, но понизить частоту до положенных 1000 МГц не получится, поскольку в утилите MSI Afterburner крайнее левое положение ползунка частоты составляет всего -50 МГц.
- Второй профиль – Gaming (игровой). Он характеризуется частотами 1140/1228 МГц (номинал и Boost).
- Третий профиль – OC (разогнанный). Здесь частота ядра поднимается до 1190/1291 МГц, а частота памяти – до 7096 МГц.
В тестировании использовались профили Silent Mode, как максимально приближенный к референсу Nvidia, и OC Mode, позволяющий достичь более высокой производительности карты «из коробки».
Palit GeForce GTX 1070 Dual Fan
Два первых представителя архитектуры Pascal, видеокарты GeForce GTX 1080 и GTX 1070, были анонсированы 7 мая 2016 года во время презентации Nvidia Editors Day в Остине (Техас). На рынке младшая GTX 1070 появилась 10 июня 2016 года.
По уже сложившейся традиции, право представлять новую линейку потребительской графики выпала не флагманскому чипу GP100 (который в итоге так и не появился в игровых видеокартах и остался уделом профессиональных вычислителей Tesla), а модели попроще. В основу GTX 1080 и GTX 1070 легло 16-нм ядро GP104, обладающее в своей максимальной конфигурации 2560-ю ядрами CUDA и 256-битной шиной памяти GDDR5X. Вполне ожидаемо, что характеристики GTX 1070 оказались скромнее. Карта сохранила шину памяти нетронутой, но ее тип изменился на GDDR5, а активных CUDA-ядер осталось всего 1920 штук.
16-нм техпроцесс производства позволил существенно сократить энергопотребление и повысить частоты видеокарт поколения GeForce 1000. Так, если для GTX 980 Ti показатель TDP составляет 250 Вт, то у GTX 1070 он оказывается куда скромнее – всего 150 Вт. Соответственно карте для работы требуется более простая подсистема питания, что в конечном итоге выливается в финансовую экономию для конечного потребителя.
В тестировании приняла участия нереференсная модификация Palit GTX 1070 Dual Fan. Данная карта была приобретена по просьбе друга, поэтому задержалась в коллекции буквально на пару дней для снятия результатов. Если сравнивать ее с GTX 980 Ti, то она явно уступает прошлому флагману по числу функциональных блоков ядра и ширине шины памяти, однако существенно превосходит его по частотам, которые здесь составляют 1506/1683 МГц по ядру и 2002 (8008) МГц по памяти. Это референсные значения от Nvidia, и для тестирования они не менялись.
Сравнительная таблица с характеристиками
MSI Radeon HD 7970 GHz | MSI GTX 980 Ti Golden Edition | Palit GTX 1070 Dual Fan | |
Дата анонса | 22 июня 2012 года | 2 июня 2015 года | 7 мая 2016 года |
Чип | Tahiti | GM200 | GP104 |
Площадь чипа | 352 мм2 | 601 мм2 | 314 мм2 |
Архитектура | GCN 1.0 | Maxwell 2.0 | Pascal |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 16 нм |
Шейдерные процессоры | 2048 | 2816 | 1920 |
Блоки текстурирования (TMU) | 128 | 176 | 120 |
Блоки растровых операций (ROP) | 32 | 96 | 64 |
TDP | 250 Вт | 250 Вт | 150 Вт |
Частота GPU | 1000 – 1050 МГц | 1190 – 1291 МГц (OC Mode) | 1506 – 1683 МГц |
Частота RAM | 1500 (6000) МГц | 1774 (7096) МГц GDDR5 (OC Mode) | 2002 (8008) МГц |
Объем памяти | 3 ГБ | 6 ГБ | 8 ГБ |
Шина памяти | 384 бита | 384 бита | 256 бит |
Интерфейс | PCI-E 3.0 x16 | PCI-E 3.0 x16 | PCI-E 3.0 x16 |
Поддержка API | DirectX 12.0, OpenGL 4.6, Vulkan 1.1.86 | DirectX 12.0, OpenGL 4.6, Vulkan 1.1.95 | DirectX 12.0, OpenGL 4.6, Vulkan 1.1.95 |
Официальная цена | $499 | $649 | $379 |
Описание тестового стенда
С момента публикации прошлого материала цикла стенд претерпел существенные обновления. Материнская плата ASUS Maximus VI Gene на чипсете Z87 уступила место более современной ASUS Maximus VII Hero на чипсете Z97, а процессор Core i7-4770K был заменен на i7-4790K. Казалось бы, изменения невелики, однако если старый процессор работал в тестах на частоте 4,3 ГГц, то новый Devil’s Canyon уверенно чувствует себя на 4,7 ГГц. Вдобавок оперативная память от Samsung была заменена на топовый комплект DDR3 2400 от G.Skill.
Наконец, в системе появился быстрый NVMe SSD на 256 ГБ, где разместились не только две тестовые системы (Windows 7 и Windows 10), но также и требовательная к скорости диска игра Star Citizen.
В итоге конфигурация обрела следующий вид:
- ЦП: Intel Core i7-4790K @ 4,7 ГГц;
- МП: ASUS Maximus VII Hero (Z97);
- Кулер: Thermalright True Spirit 140;
- ОЗУ: 2×8 ГБ DDR3 G.Skill TridentX (2400 МГц, CL 10-12-12);
- SSD (система): Toshiba XG4 NVMe M.2 256 ГБ;
- HDD (игры): Seagate Barracuda 7200.11 1,5 ТБ;
- БП: OCZ ZT750 (750 Вт);
- Корпус: открытый стенд собственного изготовления;
- ОС: Windows 10 LTSB x64;
- Драйверы Nvidia: GeForce 417.35 WHQL – 12 декабря 2018г;
- Драйверы AMD: Adrenalin 19.1.1 – 10 января 2019г.
Видеокарты:
- MSI R7970 @ GHz Edition – 1050 МГц по ядру, 1500 (6000) МГц по памяти.
- MSI GTX 980 Ti Gaming 6G Golden Edition Silent Mode – 1050/1126 МГц по ядру, 7010 МГц по памяти.
- MSI GTX 980 Ti Gaming 6G Golden Edition OC Mode – 1190/1291 МГц по ядру, 7096 МГц по памяти.
- Palit GTX 1070 Dual Fan – 1506/1683 МГц по ядру, 2002 (8008) МГц по памяти.
Тестовые игры и их настройки
Первая категория:
Watch Dogs – 27 мая 2014г.
- Тестовый уровень: Прогулка по городу
- Общее качество: Ультра
- Текстуры: Ультра
- Сглаживание: Временное SMAA
- Количество кадров в буфере: 3
Dragon Age: Inquisition (1.11) – 18 ноября 2014г.
- Тестовый уровень: Морозные горы
- API: Direct3D 11
- Качество изображения: Очень высокое
Project CARS (11.0.0.0.1235) – 7 мая 2015г.
- Тестовый уровень: Dubai Autodrome International
- Разрешение текстур: Высоко
- Фильтрация: Анизотропная 16x
- Сглаживание: MSAA
- Отражения: Ультра
- Карта окружающего мира: Ультра
- Детализация машин, трассы, теней, травы: Ультра
- Улучшенное зеркало: Да
- Эффект скорости: Высоко
- Уровень частиц: Высоко
- Плотность частиц: Ультра
The Witcher 3 – 19 мая 2015г.
- Тестовый уровень: Сирень и крыжовник
- Качество графики: Запредельное
- Постобработка: Высокая
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – 1 сентября 2015г.
- Тестовый уровень: Фантомные конечности
- Качество графики: Макс.
- Размытие в движении: Выкл.
- Глубина резкости: Откл.
- Объемные облака: Вкл.
Fallout 4 (1.10.20) – 10 ноября 2015г.
- Тестовый уровень: Сэнкчуари-Хиллз
- Пресет: Ультра
- Сглаживание: TAA
- Анизотропная фильтрация: x16
Вторая категория:
Kingdom Come: Deliverance (1.7.2.1010) – 13 февраля 2018г.
- DLC: HD Sound Pack, HD Texture Pack, HS Voice Pack
- Тестовый уровень: Нежданные гости
- Пресет: Высшее
- Текстуры высокого разрешения: Вкл.
Shadow of the Tomb Raider (1.0.237.6) – 14 сентября 2018г.
- Тестовый уровень: встроенный тест
- Пресет: Макс.
- API: DirectX 12
- Сглаживание: TAA
Assassin’s Creed Odyssey (1.0.6) – 5 октября 2018г.
- Тестовый уровень: Острова Кефалинии
- Пресет: Очень высоко
HITMAN 2 (2.11.0) – 13 ноября 2018г.
- Тестовый уровень: Финишная черта
- Уровень детализации: Ультра
- Качество текстур: Высокое
- Фильтр текстур: Анизотропная 16x
- SSAO: Вкл.
- Качество теней: Ультра
- Качество моделирования: Лучшее
- Суперсэмплинг: 1.00
Just Cause 4 (1.0) – 4 декабря 2018г.
- Тестовый уровень: Operation Whiteout
- Anisotropic Level: 8x
- Anti-Aliasing: Temporal SMAA
- Texture Quality: Very High
- Water Detail: Very High
- Ocean Tesselation: Yes
- LOD Factor: Medium
- Shadow Quality: Very High
- SSAO: Yes
- Motion Blur: No
- Edge Fade: No
- Global Illumination: Yes
- Screen Space Reflections: Yes
- Bokeh Depth of Field: No
Star Citizen (Alpha 3.4.2) – 15 января 2019г. (в разработке)
- Тестовый уровень: Broken Moon (Vanduul Swarm)
- Пресет: High
- Motion Blur: Off
- Sharpening: 0
- Chromatic Aberration: 0
Результаты
«Синтетика» 3DMark:
Palit GTX 1070 Dual Fan
MSI GTX 980 Ti Golden Edition (Gaming Mode)
MSI Radeon HD 7970 GHz Edition
Fire Strike отдает предпочтение флагману 900-й серии, 3DMark 11 и Time Spy незначительно склоняются в сторону Pascal, а более старый Vantage уверенно присуждает победу GTX 1070. В современных бенчмарках Radeon HD 7970 GHz отстает от соперников в 2-2,5 раза.
Игры:
Более чем двукратное превосходство лидеров над «старичком» HD 7970. Тем не менее, 55 FPS по среднему значению при максимальном качестве графики – это очень достойный показатель.
И вновь GTX 980 Ti немного опережает GTX 1070 и оказывается в два раза быстрее HD 7970.
Минимальный FPS в Project CARS превышает 60 даже на HD 7970. В остальном же ситуация практически идентичная двум предыдущим играм.
Ведьмак 3 оказывается тяжелой игрой для всех испытуемых. Даже мощные карты едва добираются до отметки в 60 FPS по минимальному значению. Но надо отдать должное HD 7970 – ее частота кадров в секунду не падает ниже 25.
С комфортом поиграть в MGS V можно на любой из протестированных карт (если только вы не используете монитор с частотой 144 Гц). Разрыв между Radeon и GeForce здесь небольшой – всего лишь полуторакратный.
Производительность GTX 980 Ti и GTX 1070 равная, а HD 7970 снова отстает от них в два с лишним раза. Но опять же, если посмотреть на абсолютные значения FPS, становится ясно, что вполне комфортно поиграть в Fallout 4 на максимальных настройках можно даже на 7-летней видеокарте.
Еще одна тяжелая игра. Здесь GTX 1070 откровенно разочаровала, уступив GTX 980 Ti сразу 4 кадра в секуду. С другой стороны, Radeon HD 7970 смотрится в Kingdom Come очень выгодно и отстает от Pascal всего на 60%.
Новый Tomb Raider стал первым реальным провалом HD 7970. На Tahiti поиграть в эту игру удастся лишь на средних настройках качества. Урезанный чип GP104 демонстрирует минимальное преимущество над GM200.
Assassin’s Creed рапортует, что для «Очень высоких» настроек ей необходимо более 3 ГБ видеопамяти, однако без проблем запускается и работает на Radeon HD 7970. Частота кадров не поражает воображение, но всё же чуть-чуть превышает нижний порог комфорта. Кроме того, это первая победа GTX 1070 над GTX 980 Ti с большим отрывом.
Hitman 2 также ругается на недостаточный объем памяти у HD 7970, однако после отключения в настройках контроля памяти прекрасно запускается и работает. Что удивительно, видеокарта 7-летней давности демонстрирует тут очень достойный результат.
В Just Cause 4 GTX 980 Ti вырывается вперед за счет разгона, тогда как в номинале она практически равна GTX 1070.
А вот в Star Citizen для HD 7970 снова настают тяжелые времена. По минимальному FPS она уступает разогнанной GTX 980 Ti в 2,7 раза! Maxwell и Pascal вновь сражаются на равных.
Выводы и заключение
Удивительно, но факт: видеокарта, выпущенная в продажу ровно 7 лет назад, до сих пор позволяет играть в современные игры! Тестирование проводилось на высоких или максимальных настройках качества, и лишь в паре случаев HD 7970 спасовала. Конечно, 30 FPS по среднему значению не обеспечат комфортной игры, но и откровенными тормозами это назвать нельзя. А если снизить настройки графики до средне-высоких, то архитектура GCN 1.0 с умеренным разгоном еще способна будет показать свою силу.
Что же до основных конкурсантов, то тут не случилось никаких откровений. В целом GTX 980 Ti идет на равных с GTX 1070 или оказывается символически быстрее нее. Лишь в одной игре из 12 удалось зафиксировать существенный отрыв носителя архитектуры Pascal.
Стоит ли сегодня в качестве апгрейда рассматривать GTX 980 Ti? С точки зрения чистой производительности это хороший вариант, однако TDP в 250 Вт может устроить не всех. Если же вы уже являетесь обладателем флагманского Maxwell, то минимальная планка апгрейда для вас – это GTX 1080 / RTX 2070. Лучше даже посмотреть в сторону GTX 1080 Ti или более быстрых карт.
И на этой ноте завершается очередной цикл «Проверки временем».