Intel Corporation
Корпорация Intel – крупнейший на сегодня производитель и поставщик центральных процессоров архитектуры x86 и видеочипов. Компания была основана 18 июля 1968 года Робертом Нойсом и Гордоном Муром после их ухода из Fairchild Semiconductor.
Успех к Intel пришел после выпуска первого в мире однокристального микропроцессора 4004, который состоялся 15 ноября 1971 года. Изначально эта микросхема была разработана по заказу японской компании Nippon Calculating Machine для использования в ее электронных калькуляторах. На смену 4004 пришли сначала 8008, первый 8-битный микропроцессор, а затем 8080 – процессор с отдельной шиной адресов и расширенным набором инструкций. Однако по-настоящему культовым для Intel стал первый 16-битный микропроцессор, получивший кодовое обозначение 8086. Он был выпущен 8 июня 1978 года и положил начало архитектуре x86, на основе которой построены все современные ПК. В 1979 году вышел процессор 8088, разновидность 8086, но с 8-битной шиной данных.Он нашел применение в первых персональных компьютерах IBM PC и IBM PC/XT. Именно от них и произошел сам термин «персональный компьютер».
В 90-е годы Intel получила титул крупнейшего производителя процессоров для персональных компьютеров. Фактически, именно разработки Intel лежат в основе большей части интерфейсных портов, шин и стандартов.
Впрочем, обратимся к этапу истории, приведшему к появлению графического подразделения Intel, благодаря которому компания сегодня является первым по величине поставщиком графических чипсетов.
История первого графического решения Intel, чипсета i740, начинается с компании GE Aerospace, производителя электроники для самолетов, которая получила известность в том числе благодаря своим авиа-симуляторам, где использовалась 3D-графика. Особенно знаковым для нее стал симулятор стыковки космического корабля Аполлон. В 1992 году GE продала свои аэрокосмические активы компании Martin Marietta, которая в 1995 году объединилась с Lockheed и сформировала корпорацию Lockheed Martin, ныне известного производителя авиатехники, приборов и систем.
В январе 1995 года Lockheed Martin реорганизовала свои подразделения и сформировала компанию Real3D, которая должна была принести опыт в разработке 3D-технологий Lockheed на гражданский рынок. Real3D получила ранний успех за счет контракта на производство чипсетов и проектирование заказных микросхем для Sega. Графика от Real3D использовалась в аркадных автоматах Sega Model 2 и Model 3. Также они сформировали совместный проект с Intel и Chips and Technologies по производству 3D-ускорителей «Auburn» для ПК. Впоследствии Intel приобрела эти активы и в феврале 1998 года выпустила на рынок плод совместных трудов – чипсет i740.
В августе 1999 года Intel приняла решение отозвать i740 с рынка, где он пребывал вот уже 18 месяцев. А в сентябре того же года Lockheed анонсировала реорганизацию потребительского сегмента бизнеса, в результате которой были ликвидированы множество подразделений. 1 октября Lockheed закрыла и Real3D. Интеллектуальную собственность компании приобрела Intel, а штат сотрудников был распущен.
Впрочем, наследие i740 не пропало, а легло в основу будущих интегрированных чипсетов Intel 810 (вышел зимой 1999 года) и 815 (вышел летом 2000 года). С тех пор графика Intel постоянно совершенствовалась, и в результате, во втором поколении процессоров Core i даже переехала из северного моста чипсета материнских плат в состав самого кристалла ЦП.