GeForce FX 5800 (ASUS V9900/TD) [BOX]
Наряду с GeForce FX 5800 Ultra – ставшим впоследствии легендарным флагманом новой линейки GeForce FX, компания Nvidia также выпустила в январе 2003 года вторую по старшинству потребительскую видеокарту GeForce FX 5800 без суффикса. Она получила ту же самую печатную плату и такой же чип NV30, но лишилась фирменного медного кулера FlowFX, который придавал «Ультре» запоминающийся и яркий внешний вид. Его место занял чёрный алюминиевый охладитель от Quadro FX 2000 – ещё одного носителя чипа NV30, но уже из профессионального сегмента графики.
К радости пользователей никакие функциональные блоки в ядре NV30 у FX 5800 не были искусственно заблокированы. Поэтому для разграничения двух видеокарт высшей лиги по производительности частота ядра младшей модели была снижена на 100 МГц относительно FX 5800 Ultra, а эффективная частота памяти – на 200 МГц.
Рекомендованная цена GeForce FX 5800 на старте продаж составила $299 (на $100 дешевле Ultra), но удар по их распространению нанёс сильный дефицит чипов. По имеющимся данным Nvidia заказала у тайваньского производителя TSMC всего около 100 тыс. единиц NV30, бóльшая часть из которых пошла на изготовление профессиональных графических ускорителей Quadro FX 1000 и FX 2000. Поэтому даже весной 2003 года найти в продаже FX 5800 было непросто.
NV30 выпускался по техпроцессу 0,13 микрон с использованием медных соединений. На площади 200мм2 производителю удалось разместить 125 млн. транзисторов, среди которых 3 геометрических процессора и 4 пиксельных процессора с двумя TMU на каждом, а также двумя целочисленными АЛУ и одним АЛУ формата FP32. Ещё NV30 получил два встроенных RAMDAC с частотой 400 МГц, встроенный интерфейс для работы с внешним контроллером TV-Out и сразу три TMDS-канала для работы трансмиттеров DVI. Четырёхканальный контроллер памяти остался 128-битным, но для повышения пропускной способности Nvidia установила на плату передовые микросхемы GDDR2 и реализовала технологию полного сжатия кадрового буфера, включая информацию о цвете и глубине.
Компания ASUS представила свою версию GeForce FX 5800 под названием V9900/TD 6 марта 2003 года, хотя из-за сильного дефицита в магазинах эти карты появились только в апреле-мае. По факту V9900/TD – это референс от Nvidia. Принадлежность карты к ASUS выдаёт только наклейка на кожухе системы охлаждения. Так что основной интерес представляет собой комплект поставки, где можно найти кучу игр и фирменного ПО.
Карта упакована в двойную коробку: внутренняя часть выполнена из вспененного полиэтилена и обклеена толстым картоном для придания жёсткости. Внешняя часть украшена орнаментом с чёрными точками с рисунком кибернетического глаза на лицевой стороне. В правом верхнем углу на стикере подчёркивается наличие в комплекте богатого набора CD с играми и программами. Также здесь указан объём памяти видеокарты, равный 128 МБ.
На обратную сторону коробки помещено фото FX 5800 с описанием её основных особенностей и системных требований. Справа приведены два графика с результатами тестов в Quake3 и 3DMark2001, где видно заметное превосходство нового поколения видеокарт Nvidia над прошлым флагманом – GeForce4 Ti 4600.
Внутри помимо видеокарты находятся комплектные аксессуары:
- Руководство по видеокартам ASUS серии V9900;
- Руководство по быстрой установке видеокарты;
- Переходник с S-Video на композитный RCA.
Но самую интересную часть комплекта составляют, конечно же, диски. Их тут просто огромное количество:
- Два CD с драйверами и библиотеками DirectX 9.0;
- Диск с программой Medi@Show SE0, предназначенной для создания мультимедиа презентаций;
- Диск с набором ПО ASUS DVDXP, куда входит популярный плеер PowerDVD;
- Диск с игрой-презентацией VR Aquarium;
- Два CD-кейса с полными версиями игр: TES III Morrowind, Rainbow Six Black Thorn, Worms Blast, Battle Realms и ИЛ2 Штурмовик.
Всё же было время, когда производители не жадничали класть игры к своим видеокартам, причём даже не из самого высокого ценового сегмента.
Как внешне, так и по используемой элементной базе GeForce FX 5800 полностью идентична флагманской FX 5800 Ultra. Единственное различие между ними – расположение коннектора для вентилятора: тут он находится в правом верхнем углу платы, а на Ultra он расположен внизу, слева от слота AGP. Похожие печатные платы Nvidia использовала и для профессиональных видеокарт Quadro FX 1000/2000, хотя и с некоторыми изменениями в компоновке отдельных узлов. Центральное место на плате занимает чип NV30, закрытый тонкой металлической крышкой. На заднюю панель выведены интерфейсы DVI-I, S-Video и VGA.
Россыпь габаритных конденсаторов ёмкостью 1200 и 1400 мкФ выделяет FX 5800 и 5800 Ultra среди всех прошлых видеокарт Nvidia. Впрочем, обновлённый флагман FX 5900 Ultra в версии с длинной платой заткнул за пояс FX 5800 по количеству установленных конденсаторов. А ещё одним соперником по данному критерию может выступить двухчиповая Volari Duo.
Показатель TDP чипа NV30 с учётом сниженной до 400 МГц частоты ядра составляет 44 Вт, поэтому для его питания на плате отведены две фазы. Ещё по одной фазе приходится на прожорливую видеопамять GDDR2 и регулятор VTT. Формированием рабочего напряжения в 1,48 В на GPU заведует двухканальный ШИМ-контроллер Intersil ISL6569, тогда как для памяти применяется модель ISL6225. Этот регулятор, содержащий в себе два синхронных понижающих преобразователя, был изначально разработан для снабжения питанием памяти DDR или SDRAM и графических чипсетов. Регулятор VTT обслуживает однофазный ШИМ-контроллер ISL6529. Дополнительное питание на плату подается через 4-контактный разъем MOLEX.
Вторая отличительная особенность видеокарт GeForce FX 5800 и Ultra – это быстрая, но очень «капризная» и горячая память Samsung GDDR2. С каждой стороны платы распаяны по четыре 128-мегабитные микросхемы в корпусах BGA-144. Маркировка K4N26323AE-GC1K позволяет узнать о штатной частоте 500 (1000) МГц при очень высоком для памяти напряжении питания в 2,5В. Отсюда и сильный нагрев, справляться с которым приходится двум массивным алюминиевым радиаторам. Кроме того, для защиты этой памяти от наводок производителю пришлось нарастить число слоёв текстолита печатной платы до 12, добавив 2 слоя экранирования.
Охлаждением видеокарты занимается алюминиевый кулер, также использовавшийся на Quadro FX 2000. Конструктивно он довольно прост, и тут вы не встретите таких инженерных изысков с тепловыми трубками и воздушными каналами, как у FlowFX.
Чип закрывает толстая отлитая из алюминия «чашка». В левой её части предусмотрено место для установки радиального вентилятора Delta Electronics BFB0512HH мощностью 3,84 Вт. От него веерообразно расходятся 9 длинных и 10 коротких ребра. Красный и чёрный провода сплетены между собой и приклеены к основанию радиатора эпоксидным клеем, так что полностью демонтировать вентилятор без повреждений крайне сложно. Сверху радиатор закрыт тонкой металлической пластиной, которая тут играет роль кожуха и воздуховода. В отличие от FX 5800 Ultra, задняя панель «обычной» FX 5800 глухая, а весь горячий воздух выбрасывается в противоположную сторону – туда, где в корпусе ПК обычно обитают жёсткие диски.
Отведением тепла от памяти занимаются три отдельных радиатора. Два из них с высокими изогнутыми рёбрами закрывают по две микросхемы на лицевой стороне платы, а большая монолитная пластина остужает 4 микросхемы с обратной стороны текстолита. В качестве термоинтерфейса тут используются белые «марлевые» термопрокладки. Они качественно выполняют свою работу, однако плохо переносят снятие кулера и легко рвутся. В данном случае их целостность всё же удалось сохранить.
Результаты получены на процессоре AMD Phenom II X4 965
Работа с шейдерами версии 2.0 является известным слабым местом NV30. Поэтому GeForce FX 5800 демонстрирует удручающие результаты в свежем 3DMark 2005 года, уступая Radeon 9700 Pro более чем в три раза! В бенчмарке 2003 года разрыв сокращается до 25%. В целом при использовании для тестов быстрого 4-ядерного процессора адекватным соперником для FX 5800 становится Radeon 9600 XT. Разница со старшей FX 5800 Ultra в бенчмарках составляет 15-20%.
Характеристики ASUS V9900/TD (GeForce FX 5800):
Чип | NV30 |
Техпроцесс | 0,13 мкм |
Шейдерные процессоры | 4 пиксельных, 3 вершинных |
Блоки текстурирования (TMU) | 8 |
Блоки растровых операций (ROP) | 4 |
Частота GPU | 400 МГц |
Частота RAM | 400 (800) МГц GDDR2 |
Объем памяти | 128 МБ |
Шина памяти | 128 бит |
Интерфейс | AGP 3.0 8x |
Поддержка API | DirectX 9.0a и OpenGL 1.5 (2.1) |
Скорость текстурирования | 1,6 Гпикс./сек |
Скорость обработки геометрии | 200 млн. вершин/сек |