Radeon 9100 (Palit)

Новая линейка видеокарт Radeon с единым индексом 8500 была анонсирована 14 августа 2001 года. Впрочем, анонс вышел весьма формальным, поскольку компании ATI потребовалось ещё около двух месяцев на устранение различных недочётов. В результате первые авторские обзоры флагманской Radeon 8500 вышли только 16 октября. Наряду с ней также была анонсирована новая мультимедийная карта All-In-Wonder Radeon 8500 со встроенным ТВ-тюнером.

 

 

29 октября к ним официально добавилась «облегчённая» версия – Radeon 8500 LE. Такой ход стал ответом компании на жалобы потребителей на используемую систему имён. Дело в том, что ATI изначально распространяла модификации Radeon 8500 с частотами 250/500 МГц среди своих OEM и ODM-партнёров, причём эти заниженные по частотам карты поставлялись под таким же именем и не имели каких-либо дополнительных суффиксов или обозначений. Партнёрам при желании разрешалось продавать их в розницу, чем они активно пользовались, создавая неразбериху в модельном ряду.

Все модификации Radeon 8500 получили новое ядро R200, обладающее поддержкой DirectX 8.1 и пиксельных шейдеров версии 1.4. По своей внутренней организации R200 оказался схож с конкурирующим чипсетом Nvidia NV20 за счёт наличия 4-х пиксельных конвейеров с двумя текстурными модулями на каждом. Однако у R200 результаты их работы могли накапливаться два раза, что давало возможность комбинировать до 6 текстур за один проход. Ещё пиксельные шейдеры R200 умели оперировать значениями цвета от 0 до 8 (вместо привычного диапазона от 0 до 1), что создавало запас точности для сложных вычислений яркого освещения. Среди двух главных минусов R200 можно отметить отсутствие поддержки краевого сглаживания MSAA (мультисэмплинга) и мип-мэппинга для карт отражения и объёмных текстур;

У Radeon 8500 LE чип не был урезан по функциональным блокам, и все отличия от флагмана сводились к разнице в частотах, однако многие производители нереференсных модификаций 8500 LE в попытке сэкономить зачастую отказывались от установки внешнего RAMDAC, лишая карту одной из её особенностей – полноценной поддержки вывода изображения на два монитора. Сама возможность подключить второй дисплей, конечно, оставалась, но только в режиме клонирования картинки с первого.

В июле 2002 года ATI представила ядро R300 и новую 9000-ю серию видеокарт во главе с флагманом – Radeon 9700 Pro. А для нужд бюджетного сегмента компания подготовила три вариации Radeon 9000 на базе чипа RV250: «обычную», Pro и LE. Однако между Radeon 9000 и Radeon 9500 образовался заметный разрыв по производительности, который нужно было чем-то закрыть.

 

 

ATI решила пойти по пути наименьшего сопротивления и 6 декабря 2002 года, более чем через год после появления в продаже Radeon 8500 и её вариаций, перевыпустила Radeon 8500 LE под новым именем – Radeon 9100. Ранние её версии оснащались 64 МБ памяти, хотя на некоторых более поздних модификациях уже можно было встретить 128 МБ. Также производители нередко прибегали к урезанию шины памяти до 64 бит, что крайне негативно сказывалось на производительности.

Видеокарта от Palit построена на печатной плате собственной разработки. Она явно была унаследована от модели XpertVision Radeon 8500, но получила некоторые изменения. Во-первых, вместо памяти DDR SGRAM в корпусах LQFP-100 производитель установил сюда более современные микросхемы DDR форм-фактора 66 TSOP-II. Во вторых, цвет текстолита был изменён с классического зелёного на более привычный для продукции Palit того времени фиолетовый. Радует, что шина памяти осталась 128-битной.

 

 

Центральное место на плате занимает огромный чип R200 ревизии A13, выполненный в пластиковом корпусе с медным сердечником. На лицевой стороне, рядом с разъёмом S-Video, находится ответственный за его функционирование чип ATI Rage Theater модели  213RTVZUA43. Аппаратно он поддерживает технологию VIVO (Video Input Video Output), однако ATI заблокировала возможность видеозахвата для всех видеокарт на чипах R200 кроме семейства All-in-Wonder. В итоге Rage Theater здесь может только выводить изображение на ТВ через S-Video. Выше располагается флешка BIOS Atmel AT49BV512 объёмом 512 кБ.

К сожалению, на установке второго RAMDAC компания Palit решила сэкономить. Пустое посадочное место под него можно заметить между графическим процессором и чипом Rage Theater. Две фазы питания ГП построены на N-канальных мосфетах 3055, рассчитанных на ток Id до 12 А и напряжение Vdss до 60 В. В качестве источника опорного напряжения используется микросхема NCP4300A, содержащая в монолитном корпусе ещё и операционный усилитель.

Сверху и справа от графического процессора расположены в общей сложности восемь 64-битных микросхем DDR SDRAM от компании Mosel Vitelic. По маркировке V58C365164S-BT4 можно узнать о времени цикла tCK3 равном 4 нс, что соответствует частоте 250 (500) МГц. Напряжение питания памяти составляет 3,3 В.

 

 

Показатель TDP у Radeon 9100 составляет 23 Вт, и для отведения такого количества тепла видеокарте уже требуется активный кулер. За охлаждение чипа R200 отвечает квадратный алюминиевый радиатор со стороной 50 мм. Он насчитывает 12 рёбер с большим вырезом по центру – под вентилятор, и ещё четырьмя вырезами по краям. Сверху на радиатор крепится 40-мм вентилятор. Оригинальная модель не сохранилась, но вместо него был установлен аналог от компании Titan (TFD-4010M12S) мощностью 0,84 Вт. Память здесь, в отличие от GeForce3 Ti 200/500, лишена радиаторов.

 

Результаты получены на процессоре AMD Phenom II X4 965

 

По результатам тестов конца 2001 года Radeon 8500 LE на равных соперничал с GeForce3 Ti 200, что с учётом цены в $80-100 делало его довольно выгодным предложением. В современных условиях переименованный пре-флагман Radeon 9100 легко обходит любые вариации GeForce4 MX и даже оказывается способен потягаться со старшей GeForce3 Ti 500. Впрочем, GeForce4 Ti 4200 он уступает порядка 30%.

 

 

Характеристики Palit Radeon 9100:

Чип R200
Техпроцесс 0,15 мкм
Шейдерные процессоры 4 пиксельных, 2 вершинных
Блоки текстурирования (TMU) 8
Блоки растровых операций (ROP) 4
Частота GPU 250 МГц
Частота RAM 250 (500) МГц DDR
Объем памяти 128 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 4x
Поддержка API DirectX 8.1 и OpenGL 1.4
Скорость текстурирования 1000 Мпикс./сек
Скорость обработки геометрии 125 млн. вершин/сек

Спасибо Максиму MaXoN_Fe за предоставленную видеокарту Palit Radeon 9100.