Revolution 3D (версии AGP и PCI)

Чип Ticket to Ride (также называемый Imagine-3) стал четвертым поколением 128-битных процессоров от Number Nine. Он был представлен 15 мая 1997 года и дал жизнь видеокартам Revolution 3D.

T2R обладает поддержкой памяти типа WRAM, шин AGP и PCI и содержит встроенный движок расчетов чисел с плавающей запятой (FP). Тем не менее, T2R не оснащен интегрированным RAMDAC, поэтому видеокарты на его основе комплектовались внешним преобразователем от IBM с частотой 220 МГц. Из 3D-функционала чипа стоит отметить следующие возможности:

  • поддержку билинейной фильтрации;
  • коррекцию перспективы;
  • затенение по Гуро;
  • альфа-смешивание;
  • интерполированную обработку тумана;
  • отраженное освещение;
  • двойную и тройную буферизацию;
  • Z-буферизацию с разрядностью 16, 24 и 32 бита;
  • ускорение декодирования видео MPEG-1 и MPEG-2;
  • аппаратный Mip-mapping.

Производительность T2R практически утроилась по сравнению с предшественником Imagine 128-II, однако новый чип был спроектирован для использования с операционными системами Windows NT 4.0 и плохо работал в Windows 95/98. В тех играх, которые вообще умели работать на этих видеокартах, Revolution 3D шел примерно вровень с Matrox Millennium II, а в Windows NT 4.0 в режиме OpenGL даже догонял Nvidia RIVA 128. Цены на Revolution 3D в момент анонса начинались с 349$.

Главное отличие видеокарт Number Nine от аналогов – качественное 2D и широкие возможности по изменению режимов отображения картинки. Через фирменное ПО HawkEye можно, к примеру, задать виртуальное разрешение, применить экранную лупу, изменить цвет курсора, расширить окно выбранного приложения на весь экран или жестко ограничить область прокрутки. Причем данные функции можно привязать к горячим клавишам, чтобы переключаться между режимами на лету.

AGP-версия Revolution 3D выполнена на темно-зеленой печатной плате, где прямо на текстолите вытравлена строчка из The Beatles – «You say you want a Revolution…». С обратной стороны платы схематично изображена территория США (почему-то без Аляски), что указывает на страну-производителя видеокарты. 8 МБ памяти типа SGRAM набраны восемью микросхемами Samsung с маркировкой KM4132G271AQ-10, что указывает на базовую частоту 100 МГц и время выборки 7 нс. Из-за синхронного режима работы памяти и ГП реальная частота равна 75 МГц. Примечательный чип на синей подложке – это RAMDAC IBM-526.

 

 

Revolution 3D под шину PCI сразу же бросается в глаза необычным «клетчатым» дизайном печатной платы и наличием трех разъемов для установки модуля расширения памяти. Что интересно, с обратной стороны платы присутствуют еще четыре пустые посадочные площадки под микросхемы, так что штатный объем мог бы составлять 8 МБ вместо 4. На текстолите также присутствует неизменная для видеокарт №9 строчка из The Beatles – «Where I stop and I turn and I go for a ride» (из песни Helter Skelter). Рисунок территории США с обратной стороны платы тоже в наличии.

 

 

Памяти у PCI-версии Revolution 3D меньше – всего 4 МБ, однако вместо SGRAM тут используется экзотическая WRAM производства Samsung. Маркировка чипов KM4232W259AQ-50 указывает на время доступа в 5 нс, что соответствует базовой частоте 83 МГц. Тем не менее, память синхронизирована с ГП и работает на частоте 58 МГц. За вывод изображения на экран отвечает всё тот же RAMDAC IBM-526.

 

 

К сожалению, даже у более производительной AGP-версии возникают большие проблемы с отрисовкой текстур и оверлея при работе в 3D. Из-за этого бенчмарк 3DMark 99 не может успешно завершиться. Похожие проблемы преследуют эти карты и в играх, о чем подробнее рассказано в соответствующей статье из цикла «Проверка временем».

Характеристики Revolution 3D AGP:

Чип T2R
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 75 МГц
Частота RAM 75 МГц SGRAM
Объем памяти 8 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP
Поддержка API DirectX 5, OpenGL 1.0
Скорость текстурирования 56 Мпикс./сек
Производительность (FP) 650 Мфлопс

 

 

Характеристики Revolution 3D PCI:

Чип T2R
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 58 МГц
Частота RAM 58 МГц WRAM
Объем памяти 4 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI
Поддержка API DirectX 5, OpenGL 1.0
Скорость текстурирования 43 Мпикс./сек
Производительность (FP) 504 Мфлопс

Скачать драйверы для Revolution 3D