Проверка временем: Ryzen 7 5800X против всех

Введение

Пять лет назад, в марте 2017 года, AMD наконец-то привела в движение длительный застой на процессорном рынке, выпустив семейство Ryzen первого поколения. Новая архитектура Zen, необычная чиплетная компоновка и 8 ядер в потребительском сегменте за небольшие, по сравнению с конкурентом, деньги – вот что предложил флагманский Ryzen 7 1800X. Не случайно его тогда окрестили самым многообещающим процессором за последние 5 лет.

Характеристики Ryzen 7 1800X выглядели внушительно: частота 4 ГГц при автоматическом разгоне, 16 Мбайт кэша L3, 14-нм техпроцесс производства, поддержка двухканальной DDR4-2400 – и всё это при скромном TDP в 95 Вт. Кроме того, AMD реализовала собственный аналог Hyper Threading под названием SMT – технологию, позволяющую исполнять сразу два потока на одном физическом ядре.

Надо признать, первый блин у AMD получился не без комочков. Пользователи жаловались на «детские болезни» свежей архитектуры – проблемы совместимости с модулями памяти, перегревы и практически отсутствующий разгон. Тем не менее, даже на старте 500-долларовый Ryzen 7 1800X смело бросал вызов вдвое более дорогому Haswell-E 7-5960Х.

Intel отреагировала в присущей манере неспешно и выпустила первый массовый 8-ядерный процессор (не относящийся к платформе HEDT) только в октябре 2018 года. Им стал Coffee Lake i9-9900K. AMD же продолжила успешно развивать новую архитектуру Zen. «Работой над ошибками» стал процессор Ryzen 2700X, выпущенный в продажу в апреле 2019 года. В сентябре 2019 года компания анонсировала скорое появление первого потребительского 16-ядерного процессора Ryzen 9 3950X. Ещё через год, в ноябре 2020-го, его сменил успешный 16-ядерный Ryzen 9 5950X. В новой архитектуре Zen 3 AMD удалось существенно повысить однопоточную производительность, которая долгие годы, ещё со времён Bulldozer, оставалась слабым звеном продуктов компании.

Отсюда и родилась идея посмотреть на реальный прирост производительности при переходе от флагманского Vishera к современному Ryzen 5-го поколения. Также в рамках данного материала постараемся ответить на второй животрепещущий вопрос экономных пользователей – стоит ли вообще обновлять платформу, имея на руках какой-нибудь старший Core i7 прошлых поколений? Быть может его возможностей до сих пор достаточно для актуальных сценариев использования ПК, и в таком случае можно вообще не задумываться об апгрейде. Но сперва по традиции познакомимся поближе с участниками тестирования.

 

AMD Ryzen 7 5800X

Новое поколение процессоров AMD Ryzen на архитектуре Zen 3 было представлено 8 октября 2020 года. Модели с числовым индексом 5000 получили кодовое имя Vermeer и пришли на смену Ryzen 3000 с кодовым именем Matisse. Флагманский процессор Ryzen 9 5950X получил 16 ядер в двухчиплетной компоновке (CCX-комплекс), за ним расположились 12-ядерная модель 5900X, 8-ядерный Ryzen 7 5800X с одним чиплетом и 6-ядерник Ryzen 5 5600X также с одним чиплетом.

Чиплетная компоновка – главная особенность всех Ryzen, отличающая их от процессоров Intel. В центре подложки располагается кристалл I/O, в состав которого входят контроллеры памяти и внешних интерфейсов, а с краю с ними соседствуют один или два чиплета CCX/CCD с процессорными ядрами. Конкретно в поколении Zen 3 эти чиплеты стали конструироваться не из четырёх, как раньше, а из восьми процессорных ядер. Также удвоился объём разделяемой кэш-памяти. Именно для «одночиплетных» процессоров это улучшение оказалось наиболее значимым, поскольку теперь они стали цельными чипами с общим разделяемым кэшем, а все ядра получили равнозначную (в теории) скорость обмена с памятью. По заверению производителя, возросшие частоты и все конструктивные и архитектурные улучшения в сумме позволили поднять IPC (число исполняемых за такт инструкций) на 19% по сравнению с Ryzen 3000.

Ryzen 7 5800X состоит их двух кристаллов: восьмиядерного чиплета CCD, произведённого по техпроцессу 7 нм, и 12-нанометрового чиплета I/O, где расположены контроллеры памяти, шины PCI-E 4.0 и других интерфейсов. Отсутствие второго чиплета с процессорными ядрами даёт свои преимущества, т.к. оставшийся чиплет (он же – единственный 8-ядерный CCX-комплекс) получает эксклюзивный доступ к внутренней шине Infinity Fabric (IF), которая освобождается от обеспечения межъядерного взаимодействия. Получается, что тут она используется только для связи CCD с контроллером памяти и интерфейсов. IF нельзя назвать очень быстрой шиной (её частота составляет всего 1600-1900 МГц), поэтому такое упрощение должно давать прибавку к производительности в приложениях и играх, не использующих более 8 ядер / 16 потоков.

В номинальном режиме Ryzen 7 5800X автоматически достигает частоты 4,85 ГГц для одного ядра, а при работе всех ядер удерживает частоту 4,6 – 4,7 ГГц. Тепловой пакет равен 105 Вт, а предельное энергопотребление без ручных модификаций алгоритма разгона ограничено значением в 142 Вт. На старте продаж 5800X предлагался за $450, что вызвало негодование журналистов и покупателей, однако вскоре он подешевел сначала до $400, а затем и до $350.

 

Intel Core i7-3960X

Релиз новой HEDT-платформы Intel во главе с флагманским процессором Core i7-3960X Extreme Edition состоялся 14 ноября 2011 года. Чипсет X58 пост сдал, чипсет X79 (X79 Express Platform Controller Hub) пост принял. Вторым по старшинству в линейке стал 6-ядерный Core i7-3930K. От «старшего брата» его отличали урезанный кэш и меньшее число линий PCI-E. В начале 2012 года к этой паре добавился младший 4-ядерный Core i7-3820, лишённый свободного множителя. Наконец, в ноябре 2012 года Intel представила слегка разогнанную версию флагмана – Core i7-3970X с базовой частотой 3.5 ГГц и бустом до 4 ГГц.

Четыре процессора 3000-й серии унаследовали архитектуру Sandy Bridge от более доступных потребительских моделей под сокет 1155, но к её названию в конце была добавлена буква «E», чтобы подчеркнуть позиционирование в первую очередь для высокопроизводительных рабочих станций, а не геймерских машин. Впрочем, никто не мешает использовать HEDT-платформу для игр, вот только стоить она будет существенно дороже.

Если кратко охарактеризовать саму архитектуру Sandy Bridge, то она предлагает изменяемую последовательность выполнения команд (до четырёх команд за такт), поддержку многопоточности (HT), трёх- и четырёх-операндных векторных команд и расширенного набора AVX (Advanced Vector Extensions). Ядра процессора соединяются по кольцевой шине. Также в кристалл интегрирован контроллер DDR3. Встроенная графика отсутствует.

Кристалл Sandy Bridge-E с кодовым именем Westmere-EX оснащён шиной QPI для соединения со вторым процессором и содержит 8-ядер. Однако для процессоров Core i7 два ядра попросту деактивированы. Полноценный кристалл с 8-ю ядрами и 20-ю МБ кэша L3 достался лишь серверным процессорам Xeon E5 с кодовым именем Sandy Bridge EP, которые Intel выпустила в мае 2012 года.

«Отрезание» двух ядер – не единственное, что могло огорчить потенциального покупателя. Ещё один неприятный момент связан с поддержкой новой шины PCI-E 3.0. Контроллер Sandy Bridge-E имеет 40 линий PCI Express 3.0, разделённых на 10 портов, однако на момент выхода процессоров на рынке ещё не было видеокарт с PCI-E 3.0. Поэтому Intel и производители материнских плат решили отложить внедрение поддержки этого стандарта до появления совместимых устройств.

Базовая частота системной шины у Core i7-3960X составляет 100 МГц, хотя он поддерживает «страпы» в 125 и 166 МГц, а также разгон по шине. Впрочем, манипуляции с BCLK практически никак не сказываются на производительности, поэтому на практике для разгона проще повышать множитель. Благо тут он разблокирован.

Цена на процессор почти в $1000 отпугивала рядовых потребителей, хотя энтузиасты к таким аппетитам Intel уже успели привыкнуть за 8 лет существования марки «Extreme Edition». Желающим сделать апгрейд стоило также добавить цену новой материнской платы с сокетом LGA 2011, четырёхканального комплекта памяти DDR3 и процессорного кулера с совместимым креплением.

 

Intel Core i7-4790K

11 мая 2014 года Intel обновила линейку «рядовых» (не HEDT) процессоров Haswell под сокет 1150. Апгрейд затронул все сегменты: от Celeron до Core i7, но обошёл стороной старшие оверклокерские модели – для них Intel припасла отдельное обновление. Новинки объединились под общим названием Haswell Refresh и вместе с новыми чипсетами девятой серии появились на рынке уже к концу месяца.

Никаких кардинальных изменений Haswell Refresh не претерпели. Фактически, Intel ограничилась стандартным повышением базовых частот, но с сохранением прежних тепловых пакетов. Как затем показали тесты, новинки научились работать на более высоких частотах при меньших напряжениях ядра, что положительно сказалось на нагреве.

Именно высокий и чрезмерно резкий нагрев стал одной из причин, почему к оригинальным моделям, в частности, к флагманскому i7-4770K, возникло много претензий. Сюда же добавились низкий частотный потенциал и отсутствие видимого прогресса в производительности относительно предшественника – Ivy Bridge i7-3770K. В народе 4-е поколение i7 даже прозвали «Hasfail», где игра слов заменила английское «well» – хорошо на «fail» – провал.

Что же касается старших оверклокерских модификаций со свободным множителем, то Intel уделила им особое внимание, хоть и задержала релиз обновления на месяц. i7-4790K и i5-4960K были представлены 3 июня и получили кодовое имя Devil’s Canyon. Главные изменения коснулись процессорной упаковки, на которую ранее было много нареканий. Конкретно – на низкокачественную термопасту, что Intel намазала между кристаллом и теплораспределительной крышкой. В обновлённой ревизии паста стала лучше, хотя наносить вместо неё более дорогой припой производитель всё же не стал. Сама крышка была заменена на другую, изготовленную из более теплопроводного сплава меди. Вдобавок изменилась обвязка ядра – это те крошечные фильтрующие SMD-конденсаторы на подложке. Их новая компоновка повысила стабильность напряжений и разгонный потенциал.

Процессорные ядра не претерпели никаких изменений и даже сохранили прежний степпинг C0. Здесь же можно вспомнить про отличительную особенность Haswell – наличие в процессоре встроенного преобразователя питания. Перенос части функций по управлению питанием с материнской платы в процессор был осуществлён Intel ради возможности точнее и эффективнее управлять напряжениями на каждом блоке внутри кристалла процессора, хотя впоследствии технология себя не оправдала, и от неё было решено отказаться.

Если сравнивать два старших процессора 4-го поколения Core i7: 4770K и 4790K, у Devil’s Canyon выросло тепловыделение до 88 Вт, но при этом заметно увеличилась базовая частота: с 3,5 до 4,0 ГГц (и 4,4 ГГц в разгоне).

 

AMD FX-9590

Флагман всей линейки «строительной техники» AMD был представлен 11 июня 2013 года. Изначально этот процессор не продавался в магазинах, а поставлялся только по OEM-каналам системным интеграторам (сборщикам готовых ПК). Например, компания Maingear сконструировала на базе FX-9590 десктоп Shift. Начальная цена FX-9590 в момент анонса составила ошеломительные $880 – такова была плата за эксклюзивность. Однако другие сборщики не оценили инициативу AMD, мотивировав отказ от FX-9590 его чрезмерной дороговизной и невысоким уровнем производительности на фоне решений конкурента. Как итог – довольно скоро (в октябре 2013 года) AMD выпустила процессор на рынок в «коробочном» исполнении по цене в $330.

FX-9590 относится к семейству 8-модульных процессоров Vishera с микроархитектурой Piledriver (куда также входит FX-8370 и его собратья). Если присмотреться к спецификациям, то сегодня этот флагман действительно выглядит пришельцем из прошлого: сокет AM3+ без обратной совместимости с материнскими платами AM3, технология производства 32 нм, отсутствие поддержки шины PCI-E 3.0 и интерфейса USB 3.0. Но есть и плюсы. Номинальная частота составляет внушительные 4,7 ГГц, а при активности одного ядра существует возможность автоматического разгона до 5 ГГц. Впрочем, радоваться рано, так как для получения заветной цифры 5 в мониторинге CPU-Z понадобится снабдить процессор хорошей системой жидкостного охлаждения. Виной тому невероятный тепловой пакет в 220 Вт!

 

 

Применительно к Piledriver и их предшественникам по имени Bulldozer больше всего противоречий вызывал (а где-то до сих пор продолжает вызывать) вопрос подсчёта количества ядер. Изначально AMD заявляла о 8 ядрах и уточняла, что считать их следует по количеству кластеров Integer (выполняющих операции над целыми числами). Они собраны в двуядерные модули с общей входной частью исполнительного конвейера, куда включены выборщик инструкций, декодер и планировщик команд. Получается, что выборка x86-инструкций из кэш-памяти и декодирование производятся совместно для пары ядер, после чего целочисленные инструкции распределяются по двум «ядрам», а вещественные вычисления выполняются в общем для каждого двуядерного модуля блоке FPU (блоке операций с плавающей точкой/запятой). По факту мы всё же имеем 4-ядерный, но 8-модульный процессор.

Внутри каждого ядра находится инклюзивный L1 кэш данных объёмом 16 кБ с четырёхканальной ассоциативностью. Кэш инструкций L1 имеет два канала ассоциативности и объём в 64 кБ. Он общий на каждый двухпроцессорный модуль. Кэш L2 – эксклюзивный с 16-канальной ассоциативностью, по 2 МБ на каждый модуль. Наконец, кэш L3 имеет объём 8 МБ и 64-канальную ассоциативность. Из минусов – он работает на частоте всего 2 ГГц, что более чем вдвое ниже частоты ядер.

 

Сводные характеристики участников тестирования
AMD Ryzen 7 5800X Intel Core i7-3960X Intel Core i7-4790K AMD FX-9590
Дата анонса 8 октября 2020г 14 ноября 2011г 3 июня 2014г 11 июня 2013г
Кодовое имя Vermeer Sandy Bridge-E Devil’s Canyon Vishera
Сокет AM4 2011 1150 AM3+
Ядра/Потоки 8/16 6/12 4/8 8/8
Техпроцесс 7 нм FinFET 32 нм 22 нм 32 нм
Частота 3.8 – 4.7 ГГц 3.3 – 3.9 ГГц 4.0 – 4.4 ГГц 4.7 – 5.0 ГГц
Кэш L3 32 МБ 15 MB 8 МБ 8 МБ
TDP 105 Вт 130 Вт 88 Вт 220 Вт
Память DDR4 3200 DDR3 1600 DDR3 1600 DDR3 1866
PCI-E 4.0 3.0 3.0 2.0
Цена $449 $990 $350 $880 ($330)

 

Описание тестового стенда

Все участники, кроме Ryzen 7, являются флагманами своих линеек, поэтому и материнские платы им нужно предоставить подобающие.

С Core i7 4790K всё ясно – это штатный стендовый процессор, который используется на vccollection для тестов большинства видеокарт с шиной PCI-E. Он работает в материнской плате Maximus VII Hero (чипсет Z97). Обычно 4790K довольствуется 16 ГБ памяти, но для этого обзора было решено снабдить всех участников 32 ГБ, поэтому к двум планкам G.Skill TridentX DDR3 2400 добавились ещё две такие же.

Core i7-3960X работал на плате EVGA X79 Dark. Это тоже флагманская модель с полной поддержкой PCI-E 3.0, SLI/Crossfire, широкими возможностями разгона и высоким качеством исполнения. 4 канала памяти заняли вышеупомянутые планки от G.Skill. Система устанавливалась на SATA3-накопитель Crucial MX100.

Большой и горячий FX-9590 запускался на ASUS Crosshair V Formula-Z. Память и SSD использовались те же, что и для 3960X.

Наконец, для Ryzen была собрана новая система на базе материнской платы ASUS Crosshair VIII Hero (чипсет X570) с памятью DDR4 Crucial Ballistix 3200@3800 МГц и накопителем NVMe Samsung EVO 970 на 500 ГБ.

За охлаждение всех процессоров отвечал универсальный башенный кулер Thermalright True Spirit 140 с родным 140-мм вентилятором. Видеокарта – MSI GTX 980 Ti Golden в штатном режиме работы. Конечно, тут хотелось бы увидеть карту побыстрее, например, Titan Xp или 2080Ti, но это самое производительное, что нашлось в коллекции.

Итоговая конфигурация получилась следующей:

  • МП:
    • ASUS Crosshair VIII Hero (X570)
    • EVGA X79 Dark (X79)
    • ASUS Maximus VII Hero (Z97)
    • ASUS Crosshair V Formula-Z (AM3+)
  • Кулер: Thermalright True Spirit 140;
  • ОЗУ:
    • 2×16 ГБ DDR4 Crucial Ballistix (3200 МГц CL 16-18-18)
    • 4×8 ГБ DDR3 G.Skill TridentX (2400 МГц, CL 10-12-12)
  • Видеокарта: MSI GTX 980 Ti Gaming 6G Golden Edition;
  • Монитор: Dell U2410 (1920×1200, 60 Гц);
  • SSD (система):
    • Samsung EVO 970 500 ГБ
    • Crucial MX100 256 ГБ SATA3
  • HDD (игры): Seagate Barracuda 7200.11 1,5 ТБ;
  • БП: OCZ ZT750 (750 Вт);
  • Корпус: открытый стенд собственного изготовления;
  • ОС: Windows 10 Pro (Build 19044);
  • Драйверы Nvidia: GeForce 511.23 WHQL – 10 января 2022г.

 

Разгон

Ryzen 7 5800X

Разгон Ryzen – занятие практически бесполезное, что неоднократно подтверждено многими обзорами. Дело в том, что AMD реализовала очень агрессивный алгоритм автоматического разгона (AMD Turbo Core – аналог Turbo Boost у Intel). Официально частотный диапазон для Ryzen 5800X обозначен как 3.8 – 4.7 ГГц. В действительности же частота постоянно «скачет» в зависимости от нагрузки и температуры. Кратковременно она может повышаться до 4.8 – 4.85 ГГц, так что вручную фиксировать частоту на одном значении не имеет практического смысла. Более того, напряжение ядра лучше не поднимать, как это обычно делается при ручном разгоне, а немного снизить, чтобы уменьшить температуру в нагрузке и позволить автоматическому алгоритму активировать более высокие частоты ядер.

В итоге для Ryzen 5800X были установлены следующие параметры в BIOS:

  • VCore = -0.01250
  • Max Boost Clock = 150
  • CPU LLC = AUTO
  • CPU Current Capacity = 120%

Что имеет смысл, так это разгон памяти. Но тут есть нюанс – шина Infinity Fabric, связывающая 8-ядерные чиплеты CCX друг с другом и с логическими элементами: контроллером PCI-E, южным мостом, контроллером памяти. По умолчанию Infinity Fabric работает на общей частоте с оперативной памятью, т.е. использует делитель 1:1. При разгоне памяти свыше 1900 МГц (эффективная частота DDR4 при этом будет равна 3800 МГц) шина автоматически переключается на делитель 1:2 и начинает функционировать на частоте 950 МГц. Конечно, это заметно сказывается на производительности, поэтому оптимальный разгон памяти для Ryzen 5-го поколения – это 3800 МГц.

Используемый комплект памяти 2×16 Crucial Ballistix смог покорить частоту 3800 МГц с таймингами 16-19-16-17-40-80.

 

Core i7-3960K

Номинальная частота 6-ядерного Sandy Bridge-E составляет скромные 3.3 ГГц, однако он умеет автоматически повышать её до 3.9 ГГц при нагрузке на одно или два ядра.

Ручным разгоном частота всех ядер была зафиксирована на 4.2 ГГц при напряжении 1.26 В.

Память G.Skill TridentX (4×8 ГБ) не смогла дотянуться до положенных её по XMP-профилю 2400 МГц в 4-канальном режиме работы. Поэтому пришлось ограничиться более скромной частотой 2133 МГц при таймингах 10-11-11-28-220.

 

Core i7-4790K

Обновлённый Haswell с кодовым именем Devil’s Canyon разгоняется гораздо лучше своего предшественника – модели 4770K. К тому же более высоких частот он может достигать при меньшем напряжении, что важно из-за склонности всего семейства Haswell к локальному перегреву по причине высокой плотности теплового потока. Маленькие 22-нм ядра нагреваются настолько быстро, что тепло не успевает передаться кулеру, поэтому сразу же после запуска ресурсоёмкого приложения (например, бенчмарка LinX) можно увидеть 90+ градусов по всем ядрам, тогда как основание и тепловые трубки кулера на ощупь остаются холодными.

После скальпирования тестовый экземпляр процессора был разогнан по множителю до 4700 МГц при постоянном напряжении ядра 1.237 В. Частота BCLK зафиксирована на отметке 100.1 МГц. Прочие напряжения таковы:

  • CPU Cache: 1.14 В
  • CPU System Agent: +0.035 В
  • DRAM: 1.635 В
  • VTTDDR: 0.8 В

Память G.Skill TridentX (4×8 ГБ) работала в режиме 2400-10-12-12-32-313.

 

AMD FX-9590

Флагман Vishera уже с завода выжат как лимон, поэтому не стоит ожидать от него хорошего разгона. Номинальная частота 4.7 ГГц при заявленном TDP в 220 Вт это не шутки! Но всё же добиться от FX некоторого прироста производительности можно путём разгона по шине HT и разгона северного моста в ЦП (параметр CPU-NB). Частота CPU-NB растёт вместе с повышением частоты системной шины и определяет скорость работы контроллера памяти и кэша L3. При использовании скоростной памяти DDR3 рекомендуется разгонять CPU-NB до 2400-2600 МГц.

Для выбранного экземпляра FX-9590 были установлены следующие значения разгона:

  • Множитель: 19.5
  • Частота HT: 250 МГц
  • Частота CPU-NB: 2500 МГц
  • Напряжение ядра: 1.485 В
  • Напряжение NB: 1.4 В
  • Частота памяти: 2340 МГц (тайминги 10-12-12-30-46)
  • Напряжение памяти: 1.65 В
  • LLC: High

Из-за погрешности в десятых долях Bus Speed и HT Link итоговая частота ядер в тестах и играх составляла 4890 МГц. Это предел, дальше которого тестовый кулер True Spirit 140 перестаёт справляться с охлаждением, и частота ядер поднимается выше критической отметки в 70°.

 

Тестовые игры и их настройки

Тесты разделены на две группы: «синтетика» для измерения чисто вычислительной производительности процессоров и игры.

Бенчмарки для ЦП:

CPU-Z Benchmark

  • Одно ядро
  • Все ядра

Fritz Chess 9

  • Kilo Nodes в секунду, все ядра

Cinebench R23

  • Рендеринг на 1 ядре
  • Рендеринг на всех ядрах

Geekbench 5.4.1

  • Одно ядро
  • Все ядра

HWBOT X265 Benchmark

  • Кодирование видео Full HD (к/с)
  • Кодирование видео 4K (к/с)

Corona 1.3 Benchmark

  • Время рендера (все ядра, сек.)

AIDA64

  • CPU Queen (баллы)
  • CPU PhotoWorxx (Мпикс/с)
  • CPU Zlib (МБ/с)
  • CPU AES (МБ/с)
  • CPU SHA3 (МБ/с)

Игры:

В тех играх, где имеется встроенный бенчмарк, использовался он. В остальных случаях FPS фиксировался программой CapFrameFX с усреднением значений Average и Min 1% по трём прогонам. В скобках указана использованная версия игры; через тире – дата выхода.

3DMark Time Spy (2.22.7336)

  • Общий результат
  • Баллы ЦП

Assassin’s Creed Odyssey (1.0.6) – 5 октября 2018г.

  • Встроенный бенчмарк
  • Пресет: Высоко
  • Разрешение: 1920×1200
  • Качество графики: Высокое
  • Адаптивное качество: Выкл
  • Сглаживание: Высокое
  • Тени: Высокое
  • Окружение: Высокое

DOOM Eternal (6.66.1.1) – 20 марта 2020г.

  • Локация: Комната после первого апгрейда дробовика
  • Пресет: Кошмар
  • Разрешение: 1920×1200
  • API: Vulkan2.175
  • HDR: Выкл
  • Размытие в движение: Выкл
  • Хроматическая Аберрация: Выкл
  • Глубина поля зрения: Выкл

HITMAN 2 (2.11.0) – 13 ноября 2018г.

  • Встроенный бенчмарк: Майами
  • Уровень детализации: Ультра
  • Разрешение: 1920×1200
  • API: DirectX 12
  • HDR: Выкл
  • Качество текстур: Высокое
  • Фильтр текстур: Анизотропная 8x
  • SSAO: Высок
  • Качество теней: Высок
  • Контактные тени: Вкл
  • Качество отражений: Высок
  • Размытие при движении: Выкл
  • Динамическое увеличение резкости: Умеренное
  • Качество моделирования: Лучшее
  • Отключить защиту памяти: Да
  • Суперсэмплинг: 1.00

Shadow of the Tomb Raider (1.0.237.6) – 14 сентября 2018г.

  • Встроенный бенчмарк
  • Пресет: Макс
  • Разрешение: 1920×1200
  • API: DirectX 12
  • Конфигурация Макс
  • Сглаживание: TAA

Watch Dogs 2 (1.17) – 15 ноября 2016г.

  • Локация: Саусалито
  • Пресет: Очень высоко
  • Разрешение: 1920×1200

Star Citizen (Alpha 3.16.1) – 27 января 2022г. (в разработке)

  • Тестовый уровень: Broken Moon (Vanduul Swarm)
  • Пресет: High
  • Разрешение: 1920×1200
  • Scattered Object Distance: Medium
  • Terrain Tesselation Distance: Medium
  • Planet Volumetric Clouds: High
  • Field of View: 80
  • Motion Blur: Off
  • VSync: Off
  • Chromatic Aberration: 0

 

Результаты

Бенчмарки для ЦП:

Первый же бенчмарк показывает, насколько сильно выросла производительность на ядро у Zen 3 относительно архитектуры Piledriver – почти в 2,5 раза! Haswell тоже ничего не может противопоставить Ryzen. И даже разогнанные 6 ядер Sandy Bridge-E проигрывают 4 ядрам Vermeer.

Шахматный бенчмарк хорошо масштабируется с увеличением числа ядер, поэтому 6-ядерный 3960X тут опережает 4-ядерный 4790K, несмотря на больший разгон у последнего. Ryzen с 4 активными ядрами обходит всех конкурентов.

В рендеринге Cinema 4D архитектура Zen 3 раскрывается во всей красе. Ryzen при 16 активных потоках набирает почти втрое больше баллов, чем Sandy Bridge-E или Haswell. FX снова в явных аутсайдерах.

Бенчмарк Geekbench призван имитировать типовые пользовательские сценарии работы за компьютером: обработка почты, редактирование изображений, воспроизведение музыки. В новой версии к ним добавились дополненная реальность и машинное обучение.

В кодировании видео с современным форматом сжатия H.265 Ryzen снова недосягаем – он демонстрирует более чем двукратный отрыв от обоих Core i7 в многопоточном режиме. По производительности на ядро Ryzen опережает Sandy Bridge-E в два раза.

Снова рендеринг, но на этот раз при помощи визуализатора Corona, использующего стохастические алгоритмы Монте-Карло для получения реалистичных изображений за приемлемое время. Ryzen опять безоговорочный лидер. Даже а 4-ядерном режиме он побеждает 6-ядерный Core i7-3960X, а активация всех 8 ядер делает разрыв более чем двукратным.

Тесты CPU из набора AIDA64 по-разному реагируют на ядра и архитектуры. Queen и PhotoWorxx отправляют FX-9590 в явные аутсайдеры, хотя в других тестах этот пылкий ветеран пытается держаться на уровне i7. Ещё PhotoWorxx выделяется тем, что в определённый момент практически перестаёт различать процессоры по уровню быстродействия. Самым показательным тестом архитектурных улучшений Zen 3 стал CPU AES. Как видно, работа с шифрованием данных – одна из сильных сторон Ryzen. Разогнанный i7-3960X повержен с шестикратным разрывом!

Игры:

По общему количеству «попугаев» Ryzen 5800X даже в 4-ядерном режиме обходит всех конкурентов. При активации 8 ядер он и вовсе уходит в более чем двукратный отрыв по CPU-баллам. Два i7 соседних поколений борются примерно на равных, так как Haswell успешно компенсирует недостаток ядер более высокой частотой. FX-9590 оказывается слабее всех конкурсантов в тесте ЦП, однако по итоговой оценке он более-менее держит планку.

Игра про древнегреческих убийц не предъявляет особых требований к процессору. Ей всё равно, сколько у вас ядер: 4 или 8. Разгон тоже никак не сказывается на среднем FPS. Тут Haswell даже удалось обойти Ryzen – видимо, игре понравилась быстрая память с низкими задержками. Хотя для комфортного геймплея вам хватит даже «старичка» AMD FX.

Новый Doom минимально реагирует на разгон или увеличение числа ядер. На высоких настройках графики (тут они красноречиво называются «Кошмар») игра выдаёт более 60 FPS даже на старых процессорах. Флагманский FX Vishera выступает на одном уровне с Sandy Bridge-E.

Киллер со штрих-кодом на затылке больше склоняется к архитектуре Haswell, немного прибавляет прыти при разгоне, но совершенно не обращает внимание на появление в системе дополнительных ядер. В этой игре уже видна слабость FX, хотя даже он обеспечивает комфортный игровой процесс при 50-60 средних кадрах в секунду.

Расхитительница гробниц показала полное равнодушие к центральным процессорам. Ядра, архитектуры и частоты ей не интересны, важна только мощь видеокарты. Впрочем, разработчиков можно похвалить за отличную оптимизацию – более 70 FPS на очень высоких настройках графики на процессорах восьмилетней давности это замечательный результат!

Вторая часть игры про хакеров отдаёт предпочтение более свежим архитектурам и высоким частотам, хотя на увеличение числа ядер тоже отзывается повышением минимального и среднего FPS. Sandy Bridge-E в разгоне догоняет «номинальный» Devil’s Canyon, ну а FX отстаёт от них на треть. Ему не помогает даже разгон. При этом во время игры от материнской платы Crosshair V исходит жар, как от разогретой печки, а температура FX-9590 поднимается до критических 70°. Процессор работает на пределе возможностей.

Космический долгострой Криса Робертса любит ядра и быструю память. Особенно сильно потребление ресурсов ЦП заметно в многопользовательской «Постоянной Вселенной», однако FPS там сильно зависит от сервера, на который вас забросит менеджер сессий. Однопользовательский режим симулятора космических боёв Vanduul Swarm сильнее нагружает видеокарту, нежели процессор, но зато демонстрирует стабильность FPS от раза к разу. Ryzen при активации восьми ядер выдаёт более 50 FPS по среднему значению. Если же вы намереваетесь бороздить просторы вселенной на старом процессоре AMD семейства Vishera, вам поможет разгон CPU/NB и памяти. Владельцам Core i7 прошлых поколений беспокоиться тоже особенно не о чем – вместо апгрейда процессора тут лучше вложиться в более мощную видеокарту с 6 или более ГБ видеопамяти.

 

Выводы и заключение

Как видно, большинство игр откровенно «уперлись в видеокарту». Что есть, то есть. Хорошо это или плохо? Возможно, стоило бы снизить настройки качества до средних, тогда разница между процессорами была бы более заметна. Но в таком случае результаты получились бы далёкими от реальных игровых сценариев. Ведь если у вашего монитора частота обновления 60 Гц, то зачем вам играть на «Среднем» при 100+ FPS, когда можно играть на «Высоком» при 60+ FPS?! И как мы видим, даже FX-9590, заслуживший дурную славу за непомерно горячий нрав, не пасует перед играми, которые гораздо моложе него.

Если в вашем распоряжении имеется старая HEDT-платформа Intel или флагманский Core i7 с литерой «K», можете особо не переживать. Разгон по множителю и установка более производительной современной видеокарты позволят вам насладиться любимыми играми с небольшими потерями в частоте кадров.

Но в ситуации, когда процессор для вас – это в первую очередь рабочий инструмент, который используется для рендеринга, обработки мультимедиа, научных расчетов, компилирования и других профессиональных задач, то апгрейд предоставит совершенно иной уровень производительности, недосягаемый для флагманов прошлых лет. Видно, что усилия инженеров AMD не прошли даром, и архитектура Zen 3 совершила огромный скачок вперёд по сравнению со всей «строительной техникой». Плюс, нельзя забывать про интерфейсы. Поддержка PCI-E 4.0, NVMe и USB 3.1 Type-C станет приятным дополнением к хорошей вычислительной производительности. Так что Ryzen 7 5800X можно смело рекомендовать к покупке.