Voodoo Banshee (Skywell Magic TwinPower и Ensoniq)

Первая попытка 3dfx создать видеокарту класса «всё в одном», имея в виду объединение 2D-ядра и 3D-ускорителя на одной плате, закончилась не слишком удачно. Можно признать, что продажи Voodoo Rush провалились, после чего 3dfx вынуждена была вернуться к стратегии выпуска классических 3D-ускорителей. Тем не менее, в компании прекрасно понимали, что будущее за высокоинтегрированными решениями, и без собственного 2D-ядра они останутся за бортом прогресса. Поэтому инженерный отдел занялся проектированием нового комбинированного чипсета. Результатом их трудов стала Voodoo Banshee – первая видеокарта компании со встроенными 2D-ядром и RAMDAC. Она была представлена 22 июня 1998 года и получила рекомендованную цену в $149.

 

 

Технически Banshee представляет собой «плотно упакованную» Voodoo2, у которой один текстурный модуль заменён на чип, отвечающий за обработку 2D-графики. Для компенсации потери производительности частота ядра была повышена до 100 МГц, хотя в играх с использованием мультитекстурирования Banshee всё равно проигрывала оригинальной Voodoo2. По популярности Banshee не смогла превзойти Voodoo2, но продавалась она, в отличие от Rush, вполне успешно.

Banshee сохранила совместимость с Glide и предыдущими версиями Voodoo, но также получила некоторые преимущества над ними. В их числе, например, поддержка 3D-рендеринга в разрешении до 1600х1200 пикселей, возможность работы c новомодной шиной AGP и повышенная точность вычислений уровней детализации трёхмерных объектов (LOD).

2D-часть Banshee получилась на удивление удачной. Процессор состоит из двухмерного 128-битного обработчика интерфейса и 128-битного ядра VESA VBE 3.0. Он может похвастаться:

  • аппаратной поддержкой Windows Graphics Driver Interface (GDI) с отрисовкой полигонов по вершинам;
  • поддержкой операций с 256-цветным растром;
  • поддержкой третичных функций;
  • полной поддержкой DirectDraw в играх;
  • поддержкой поблочного обмена с видеопамятью, что ускоряет очистку Z-буфера, заполнение буфера трафарета и закраску полигонов;
  • быстрой обработкой составных двумерных объектов.

 

 

Модель Skywell Magic TwinPower относится к более поздней ревизии Banshee. Она использует эталонный дизайн компоновки платы, но выделяется чёрным цветом маски текстолита. Основное преимущество данной модификации перед ранним референсным вариантом кроется в быстрой памяти SGRAM с частотой 125 МГц и временем цикла 8 нс. Восемь микросхем производства Elite Memory Technology расположены на лицевой стороне платы двумя «квадратами». Их маркировка M32L1632512A-8 позволяет узнать о времени доступа 6,5 нс (при тайминге CL=3) и внутренней организации [2 банка x 256K x 32 бита]. Формат корпуса – QFP-100. Рабочее напряжение составляет 3.3В.

 

 

Кроме того, видеокарта оснащена активным охлаждением, которое очень помогает отводить тепло от комбинированного чипсета Banshee с показателем TDP в 15 Вт. Для сравнения, на оригинальные Voodoo Banshee устанавливались пассивные радиаторы, что в условиях тесных корпусов конца 90-х могло приводить к перегреву графического чипа. Здесь же миниатюрный алюминиевый радиатор обдувается 40-мм вентилятором Bisonic SP401012M мощностью 0,72 Вт.

 

 

Компания Skywell не вносила модификаций в стандартные драйверы от 3dfx, но сегодня пользователям на выбор доступны различные варианты драйверов от сообщества любителей Voodoo. Например, Banshee Evolution 0.9.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III 1000 МГц

 

С этим драйвером Banshee опережает 12-мегабайтную Voodoo2 в 3DMark 99-го года, но уступает ей в более современном тесте 2000-го года. В этом же бенчмарке она демонстрирует практически эквивалентную производительность по отношению к RIVA TNT – своему главному конкурента от Nvidia тех лет. По качеству картинки Banshee не уступает продуктами от ATI или S3.

 

 

Другая версия Banshee выпущена компанией Ensoniq, но также построена на базе референсного дизайна. Здесь печатная плата имеет классический зелёный цвет, а графический процессор закрыт приклеенным к нему чёрным пассивным радиатором. Не понятно, почему производитель решил использовать термоклей, когда и на плате, и на самом радиаторе имеются отверстия для пластиковых якорей, но в любом случае при игровой нагрузке его желательно обдувать, чтобы не допустить перегрева чипа.

 

 

Ещё один сильно нагревающийся элемент на плате – это регулируемый понижающий преобразователь напряжения Linear Technology LT1587, расположенный в левом нижнем углу. Если взглянуть на обратную сторону видеокарты, в этом районе отчётливо видно сильное пожелтение текстолита, что указывает на длительный нагрев в процессе работы. Память на Ensoniq 3D Banshee установлена точно такая же, что и на модели от Skywell – 8 микросхем EliteMT SGRAM с маркировкой M32L1632512A. Соответственно, и производительность этих двух карт не отличается.

 

 

Характеристики Voodoo Banshee (Skywell Magic TwinPower и Ensoniq 3D Banshee):

Чип Pixelfx2+Texelfx2
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 100 МГц
Частота RAM 125 МГц SGRAM
Объем памяти 16 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2x
Поддержка API DirectX 6.0, Glide, OpenGL (Miniport wrapper)
Скорость текстурирования 100 Мпикс./сек
Пропускная способность 4 млн треуг./сек