Rage 128 GL PCI QS

Чипсет Rage 128, полностью интегрированный 128-битный графический и мультимедиа ускоритель, был представлен широкой публике 14 сентября 1998 года сразу в двух версиях:

  • Rage 128 VR – идеальное, по замыслу ATI, решение для среднего сегмента домашних ПК;
  • Rage 128 GL – мощные OpenGL-ускорители для рабочих станций и производительных игровых ПК.

Rage 128 совместил в себе первое 128-битное ядро от ATI и фирменную технологию суперскалярного рендеринга ATI SSR, позволявшую использовать сразу два пиксельных конвейера для одновременной обработки двух пикселей за один проход. Благодаря этому стало возможным выполнять текстурирование и рассчитывать освещенность и затенение без потерь производительности.

Rage 128 GL получил поддержку памяти SGRAM с частотой до 125 МГц и функцией блочной записи, а ее объем на некоторых платах можно было увеличить за счет установки внешней планки SO-DIMM. Для оптимизации полосы пропускания памяти ATI применила архитектуру двойного кэширования, включающую кэш текстур и кэш пиксельных процессоров.

Для оптимизации работы с шиной AGP в Rage 128 ATI разработала новый параллельный командный процессор (CCE), который обеспечивал параллельную работу ЦП и ГП и максимально задействовал ресурсы процессоров Pentium II.

Rage 128 был спроектирован для работы с API DirectX 6.0 и OpenGL. Он обеспечил полную поддержку текстур освещенности и второго поколения технологии сочетания текстур. Среди 3D-эффектов и техник можно отметить наличие поддержки:

  • полного смешения текстур;
  • табличного и вершинного тумана;
  • видеотекстур;
  • текстур освещенности (lightmaps);
  • отражений и теней;
  • прожекторов;
  • рельефного текстурирования (bump mapping);
  • смещения с уровнями детализации (LOD);
  • морфинга текстур.

Для удаления невидимых фрагментов был реализован алгоритм 16-, 24- или 32-разрядной Z-буферизации.

Данная референсная модификация Rage 128 GL относится к так называемым версиям для тестирования (Qualification Sample), о чем свидетельствует надпись на обратной стороне платы. Известна и дата производства – 4 сентября 1999 года. Такие карты не предназначены для продажи и используются в основном при проведении испытаний производителем. Частота ядра у нее снижена с номинальных 103 МГц до 90 МГц, а на плате можно обнаружить некоторые дополнительные элементы, отсутствующие у потребительских версий.

 

 

Подсистема памяти Rage 128 GL представлена восемью микросхемами SDRAM с маркировкой ATI 236Y6160208. Сама ATI никогда не производила память, так что налицо случай перемаркировки и сокрытия истинного производителя. Впрочем, с высокой долей вероятности можно утверждать, что под логотипом ATI скрыты микросхемы Samsung KM416S1020CT-G8 с номинальной частотой 125 МГц.

По результатам тестирования в 3DMark99 (более поздний 3DMark2001 завершался с ошибкой во втором тесте) можно заметить, что в плане производительности Rage 128 GL соответствует своим основным конкурентам: 3dfx Voodoo2 и Nvidia RIVA TNT.

 

Результат получен на процессоре AMD Phenom II X4 965

 

 

Характеристики Rage 128 GL:

Чип Rage 128 GL
Техпроцесс 0,25мкм
Шейдерные процессоры 2 пиксельных
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 2
Частота GPU 90 МГц
Частота RAM 90 МГц SDR
Объем памяти 16 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI
Поддержка API DirectX 6 и OpenGL 1.2
Скорость текстурирования 206 Мпикс./сек
Пропускная способность 3,22 млн. треуг./сек

Спасибо TheJudge за предоставленную видеокарту ATI Rage 128 GL QS!