Серия GeForce 256
Графические адаптеры нового поколения от Nvidia, пришедшие на смену серии RIVA, были представлены 31 августа 1999 года и получили название GeForce 256. Графический процессор NV10, производимый по новому 0.22 мкм техпроцессу, дал жизнь двум видеокартам: GeForce 256 SDR и GeForce 256 DDR, которые, как следует из названия, различались типом установленной памяти. Первая из них появилась в продаже в конце сентября, вторая задержалась до января следующего года.
Само название GeForce образовано от слов Geometry, что указывает на встроенный геометрический процессор, и Force, обозначающего высокую производительность. Индекс 256 – это разрядность чипа и шины памяти (хотя тут стоит отметить, что разрядность шины у GeForce 256 искусственно ограничена до 128 бит).
GeForce 256 принято считать первой в мире видеокартой с интегрированным геометрическим процессором, однако всего лишь за день до анонса от Nvidia компания S3 представила свой новый продукт Savage2000, также обладающий геометрическим процессором.
Для сравнения на рисунке желтым выделены аппаратные блоки RIVA TNT 2.
Среди архитектурных нововведений чипа NV10 следует отметить в первую очередь интегрированный геометрический процессор, занимающийся операциями по трансформации вершин, вершинному освещению и сортировкой полигонов. Он освобождает ЦП от данных непрофильных для него задач, в результате нагрузка на процессор может снижаться на 70-90%.
Число пиксельных конвейеров выросло с двух до четырех, каждому из которых, как и у предшественника NV4, был выделен свой блок выборки текстур. В итоге скорость заполнения сцены увеличилась до 480 Мтекс./сек
Появился новый тип карт среды – кубические карты. Раньше окружающая среда представлялась в виде сферы, на которую накладывались сферические карты, но из-за этого возникали искажения. При использовании кубических карт объект помещается в сцену, имеющую форму куба, на каждую грань которого накладывается текстурная карта.
Была добавлена поддержка технологии AGP 4x FastWrites, повышающая скорость обмена между процессором и видеокартой через шину AGP до 1 ГБ/сек.
Nvidia наконец-то решила проблему с работой трилинейной фильтрации, присущую картам серии RIVA. По качеству фильтрации GeForce 256 значительно превзошел конкурентов в лице ATI Rage128 и Matrox G400 и не уступил S3 Savage 4.
Формально GeForce 256 не образует какой-либо линейки. Существовало две версии референсных карт: GeForce 256 SDR и GeForce 256 DDR, которые отличались типом установленной памяти. Чип NV10 на младшей карте не подвергался каким-либо урезаниям. Объем памяти в обоих случаях составлял 32 МБ, хотя на некоторых нереференсных моделях он был увеличен до 64 МБ (это максимальный поддерживаемый NV10 объем).
Что касается производительности, то в паре с мощным на то время процессором Pentium III, в 32-битном цвете и при разрешениях 1024×768 или 1280×1024 GeForce 256 DDR практически вдвое опережала карту RIVA TNT2.