ViRGE/GX2

ViRGE/GX2 – самая поздняя и производительная версия знаменитого “3D-замедлителя” от компании S3, лидера рынка дискретной графики середины 90-х годов. Эта модель была представлена 24 марта 1997 года и по сравнению с первым поколением GX обзавелась поддержкой современного интерфейса AGP 1x, интегрированным ТВ-выводом, технологией DuoView и частичным аппаратным ускорением воспроизведения DVD. Кроме того, штатный объём памяти был увеличен с 2 до 4 МБ, из-за чего отпала необходимость в “кроватках” (как было на DX) или разъёмах для установки дополнительного модуля памяти (как было на GX первого поколения). Качественным отличием от ViRGE DX стало использование скоростной графической памяти SGRAM вместо привычных на тот момент SDRAM или EDO. Частота графического процессора была повышена в среднем сразу на треть – с 61 до 90 МГц, чтобы добиться синхронной работы с памятью. На бюджетных платах частота ядра могла составлять 75 МГц, тогда как более дорогие экземпляры GX2, напротив, подвергались заводскому разгону до 100 МГц.

Чипы DX/GX не получили никаких новых функций 3D-конвейера по сравнению с классическим ViRGE – они всё так же поддерживали высококачественную билинейную и трилинейную фильтрацию и “честное” альфа-смешивание. Однако была повышена производительность при обработке текстур, что вылилось в ускорение работы трилинейной фильтрации и режима точечной выборки (т.е. без фильтрации), а также в минимизацию потерь частоты кадров при использовании коррекции перспективы для текстур.

Имеется поддержка API Microsoft DirectX 3 и 5, а также собственного API S3 S3D. Поддержка OpenGL в Windows 98 обеспечивается через враппер. Для Windows 2000 можно скачать Windows 2000 DDK (Driver Development Kit), в состав которого входит сам драйвер S3 Virge OpenGL MCD, а также его исходный код.

Более подробно ознакомиться с линейкой ViRGE и их технологиями можно тут (на англ.).

Данная версия ViRGE GX2 идентична модели Apac SG200A, но имеет другую маркировку на стикере и наклейку на BIOS. Видеокарта построена на базе референсной платы зелёного цвета и оснащена сразу тремя видеовыходами: VGA, S-Video и композитным RCA. Вдобавок здесь имеются колодки VESA Local Peripheral Bus (он же Scenic Highway) и Feature Connector для подключения дополнительных модулей расширения. 4 МБ памяти SGRAM набраны четырьмя микросхемами Silicon Labs в корпусах QFP с маркировкой SM038329NP6B-10.

Результаты получены на платформе с процессором Intel Pentium Tualatin 1400 МГц

Чипсет ViRGE изначально не заточен под работу с памятью SDRAM/SGRAM, поэтому DX с памятью EDO опережает GX2 в тесте на скорость закраски. В 3D-тестах бенчмарка Final Reality видеокарта способна обеспечить около 10 к/с. Здесь же можно увидеть сравнение тестового стенда с платформой на базе первого Pentium и ViRGE VX – и оно явно не в пользу последней.

Характеристики ViRGE/GX2:

Чип 86C357
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 90 МГц
Частота RAM 90 МГц SGRAM
Объем памяти 4 МБ
Шина памяти 64 бит
Интерфейс AGP 1x
Поддержка API DirectX 3/5, S3D
Скорость текстурирования 110 Мпикс./сек
Пропускная способность 0,66 млн. треуг./сек