Voodoo3 3000 AGP (STB и PowerColor EvilKing 3 Extreme)

Серия 3dfx Voodoo3 была анонсирована на выставке COMDEX, проходившей в ноябре 1998 года. Изначально линейку составили три продукта: Voodoo3 2000, Voodoo3 3000 и Voodoo3 3500/TV. Первые две модели отличались частотами работы ядра и памяти, системами охлаждения и наличием/отсутствием ТВ-выхода. В продаже в магазинах они появились в начале апреля. Флагман с индексом 3500/TV получил расширенные мультимедийные возможности в виде встроенного ТВ-тюнера (что нашло отражение в названии) и ещё более высокие частоты (183 МГц). Однако его выход задержался до июня.

 

 

В декабре 1998 года 3dfx приобрела компанию STB Systems, чтобы консолидировать производство видеокарт. Поэтому не удивительно, что основная масса видеоадаптеров линейки Voodoo3 изготавливалась силами STB Systems. Вдобавок эта сделка ударила по позициям Nvidia, которая до этого тоже активно пользовалась услугами STB для контрактного производства видеокарт RIVA TNT. На старте продаж Voodoo3 3000 оценивалась в 180$.

В августе 1999 года к троице добавились бюджетные модели Velocity 100 и Velocity 200, в основном предназначенные для OEM-рынка. От «больших» Voodoo3 они отличались упрощёнными печатными платами, возможностью использования памяти типа SGRAM и одним отключенным TMU в режимах OpenGL и Glide. У Velocity 100 объём памяти составлял 8 МБ, у Velocity 200 – 16 МБ. В конце 2000 года линейку пополнила ещё одна младшая карта – Voodoo3 1000. Она комплектовалась 16 МБ памяти, работала на частоте 125 МГц и в отличие от Velocity имела два функционирующих TMU.

В основу линейки Voodoo3 лёг новый чип, получивший название Avenger. Он содержал 8,2 млн. транзисторов и выпускался на мощностях TSMC по 250-нм техпроцессу. С точки зрения архитектуры Avenger повторял хорошо известный Banshee, но обладал двумя текстурными модулями вместо одного и работал на вдвое более высокой частоте. Среди новшеств можно отметить интегрированный видео-акселератор и возможность обрабатывать (но не выводить на экран) 32-битный цвет.

 

 

Ради получения сопоставимого с конкурентами качества картинки инженерам пришлось выдумывать различные ухищрения. Например, конвейер рендеринга использовал 32-битную точность (по 8 бит на каждый цветовой канал и альфа-канал), но чтобы уменьшить размеры кадрового буфера и снизить занимаемый им объём памяти, выходное изображение приводилось к 16-битной палитре. Такой способ обеспечивал лучшее качество изображения, чем стандартный 16-битный режим. RAMDAC в Voodoo3 брал кадр из буфера и генерировал на его основе итоговое изображение, применяя квадратичный фильтр 2×2 или линейный 4×1, что позволяло достаточно точно воссоздать исходный 24-битный цвет. По заявлениям 3dfx качество этого цветового режима было эквивалентно 22-битному. Однако при таком подходе кадр из кадрового буфера отличается от кадра на дисплее, а это значит, что скриншоты не могут в полной мере отразить реально воспроизводимую видеоадаптером картинку.

 

 

Эталонная видеокарта от STB оснащена чипом 3dfx 355-0024-030. Это старшая версия Avenger с референсной частотой 183 МГц. Такие же чипы устанавливались на флагманские модели Voodoo3 3500/TV. Память типа SDRAM произведена компанией Micron и имеет маркировку MT48LC1M16A1TGS-6. Общий объём составляет 16 МБ, время цикла – 6 нс, а базовая частота – 166 МГц. Микросхемы упакованы в пластиковые корпуса TSOP-50 и имеют внутреннюю организацию вида [512K x 16 бит x 2 банка]. Напряжение питания в +3.3В поступает напрямую со слота AGP.

Для охлаждения эталонной Voodoo3 3000 используется низкий, но вытянутый алюминиевый радиатор. Обычно для его крепления применяются латунные «якоря», хотя в данном случае отверстия под них отсутствуют, и радиатор просто приклеен к чипу.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4 ГГц

 

Несмотря на желание 3dfx сосредоточить производство Voodoo3 в своих руках, её партнёрам никто не стал запрещать создавать собственные модификации этих видеокарт. Так на свет появились модели PowerColor EvilKing 3 Pro и Extreme Pro, построенные на печатных платах ярко-жёлтого цвета.

 

 

Представленная здесь модификация Voodoo3 EvilKing 3 выпущена где-то в середине 2000 года и называется Extreme C355A (буква «A» указывает на шину AGP). Карта лишена ТВ-выхода, за счёт чего выглядит очень минималистично. Если бы не надпись «Voodoo 3», её вполне можно было бы спутать с RIVA TNT.

 

 

EvilKing 3 Extreme выгодно отличается от эталонной Voodoo3 3000 тем, что графическое ядро и память здесь разогнаны до 183 МГц, т.е. до частот старшей модели Voodoo3 3500/TV. Это даёт без малого 10-процентный рост производительности. Восемь микросхем SDRAM в корпусах типа TSOP-50 выпущены компанией ESMT. Маркировка M12L16161A-5T позволяет узнать о штатной частоте 200 МГц (время цикла составляет 5 нс) и внутренней организации [512K x 2 банка x 16 бит].

 

 

Охлаждение чипа Avenger с TDP в 25 Вт обеспечивает маленький алюминиевый радиатор с 40-мм вентилятором Evercool EC4007 мощностью 1,08 Вт.

Помимо графического процессора и памяти с лицевой стороны платы также располагаются VGA-BIOS, кварц и шунтовый регулятор Anpec APL431 с силовым транзистором. Обратная сторона пуста.

 

 

Из комплекта поставки EvilKing 3 сохранилось руководство пользователя и диск с драйверами. Причём на диске записаны драйверы не только для Voodoo, но и для популярных моделей видеокарт других производителей. Также здесь присутствуют библиотеки DirectX 7.0 и видеоплеер для компакт-дисков CyberLink PowerPlayer.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Coppermine 1000 МГц

 

Основными конкурентами Voodoo3 были Nvidia RIVA TNT2, ATI Rage 128 и Matrox G400 В играх без использования мультитекстурирования продукты 3dfx обычно оказывались в проигрыше, поскольку один мультитекстурный конвейер Voodoo3 работал менее эффективно двух монотекстурных конвейеров RIVA. Также третью серию нередко обгоняла пара Voodoo2, объединённых в режим SLI.

 

 

Характеристики STB Voodoo3 3000 и EvilKing 3 Extreme:

Чип Avenger
Техпроцесс 0,25 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 166 | 183 МГц
Частота RAM 166 | 183 МГц SDR
Объем памяти 16 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2x
Поддержка API Glide, DirectX 6.0, OpenGL 1.2 (Miniport wrapper)
Скорость текстурирования 166 | 183 Мпикс./сек
Скорость обработки геометрии 7 | 8 млн. треуг. /сек