Voodoo3 3000 AGP (STB Systems)

 

Серия 3dfx Voodoo3 была анонсирована на выставке COMDEX, проходившей в ноябре 1998 года. Производством видеоадаптеров 3dfx занималась совместно с приобретенной ей компанией STB Systems. Изначально линейку составили три продукта:

  • Voodoo3 2000
  • Voodoo3 3000
  • Voodoo3 3500/TV

Voodoo3 2000 и 3000 появились в магазинах в начале апреля и отличались в основном только частотами работы ядра и памяти (а также системами охлаждения). Выпуск флагмана задержался до июня. Эта карта получила мультимедийные возможности в виде встроенного ТВ-тюнера (что нашло отражение в названии) и ещё более высокие частоты (183 МГц). На старте продаж Voodoo3 3000 оценивалась в 180$.

В августе 1999 года к троице добавились модели Velocity 100 и Velocity 200, предназначенные для OEM-рынка. Они отличались от Voodoo2 2000 упрощёнными печатными платами, возможностью использования памяти типа SGRAM и одним отключенным TMU в режимах OpenGL и Glide. У Velocity 100 объём памяти составлял 8 МБ, у Velocity 200 – 16 МБ.

В конце 2000 года к линейке добавилась ещё одна младшая карта – Voodoo3 1000. Она комплектовались 16 МБ памяти и работала на частоте 125 МГц. От Velocity её выгодно отличало наличие двух TMU.

Новый чип, получивший название Avenger, содержал 8,2 млн. транзисторов и выпускался на мощностях TSMC по 250-нм техпроцессу. С точки зрения архитектуры чип Avenger повторял хорошо известный Banshee, но обладал двумя текстурными модулями вместо одного и работал на вдвое большей частоте. Среди новшеств можно отметить интегрированный видео-акселератор и возможность обрабатывать (но не выводить на экран) 32-битный цвет.

 

 

Avenger, как и его предшественники, не умел отображать 32-битный цвет, поэтому инженерам пришлось использовать различные ухищрения, чтобы добиться сопоставимого с конкурентами качества картинки. Так конвейер рендеринга использовал 32-битную точность (по 8 бит на цветовой канал), но чтобы уменьшить размеры кадрового буфера и снизить занимаемый им объем памяти, выходное изображение приводилось к 16-битной палитре. Такой способ обеспечивал лучшее качество изображения, чем обыкновенный 16-битный режим.

 

 

RAMDAC в Voodoo3 брал кадр из буфера и генерировал на его основе итоговое изображение, применяя квадратичный фильтр 2×2 или линейный 4×1, что позволяло достаточно точно воссоздать исходный 24-битный цвет. По заявлениям 3dfx качество этого цветового режима было эквивалентно 22-битному. Однако при таком подходе кадр из кадрового буфера отличался от кадра на дисплее, а значит скриншоты не отражали реально воспроизводимую видеоадаптером картинку.

Основными конкурентами Voodoo3 были NVIDIA RIVA TNT2 и ATI Rage 128. В играх, которые не использовали мультитекстурирование, преимущество оказывалось не на стороне продуктов 3dfx, поскольку карты серии Voodoo3 содержали один мультитекстурный конвейер (против двух монотекстурных у RIVA). Также третью серию зачастую обгоняли Voodoo2, работающие в режиме SLI.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4 ГГц

 

Данная видеокарта оснащена чипом 3dfx 355-0024-030. Это старшая версия Avenger с референсной частотой 183 МГц. Такие же чипы устанавливались на флагманские модели Voodoo3 3500/TV. Память типа SDRAM произведена компанией Micron и имеет маркировку MT48LC1M16A1TGS-6. Общий объём составляет 16 МБ, время цикла – 6 нс, а базовая частота – 166 МГц. Микросхемы упакованы в пластиковые корпуса TSOP-50 и имеют внутреннюю организацию вида [512K x 16 бит x 2 банка]. Напряжение питания в +3.3В поступает напрямую со слота AGP.

Характеристики Voodoo3 3000:

Чип Avenger
Техпроцесс 0,25 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 166 МГц
Частота RAM 166 МГц SDR
Объем памяти 16 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2x
Поддержка API DirectX 6.0, OpenGL 1.1, Glide
Скорость текстурирования 166 Мпикс./сек
Пропускная способность 7 млн. треуг. /сек