GeForce GTX 580 SLI (ASUS MARS II) [BOX]

Впервые вторая видеокарта из “божественной” линейки MARS была продемонстрирована компанией ASUS 6 июня 2011 года на выставке Computex, а ее официальный анонс состоялся без малого два месяца спустя, 31 июля. Официальная цена на MARS II составила внушительные €1299 (или $1499). Для сравнения, вышедшая в конце марта того же года двухчиповая GeForce GTX 590 была оценена Nvidia в $699. Количество выпущенных экземпляров MARS II, как и у его предшественника, было строго лимитировано и составило ровно 999 штук.

ASUS пропустила первое поколение графики Fermi и не стала создавать MARS II на базе двух чипов GF100, видимо, посчитав, что утихомирить пыл “двойной” GTX 480 на одной плате при сохранении разумных габаритов видеокарты не удастся. Но релиз обновленного поколения Fermi и конкретно чипа GF110 (который случился 9 ноября 2010 года) снова разжег интерес ASUS к созданию непревзойденных двухголовых монстров. По славной традиции MARS II получила два полноценных ГП GF110, как и оригинальная GeForce GTX 590, однако здесь оба ядра не только сохранили свои штатные частоты, но даже подверглись минимальному заводскому разгону на 10 МГц. Стоит напомнить, что каждый чип GF110 состоит из 3 млрд. транзисторов, содержит 512 CUDA-ядер, 64 текстурных модуля и 48 блоков растеризации и имеет огромную площадь в 520 мм2.

 

 

К сожалению, ASUS почему-то решила отказаться от еще одной приятной особенности первых видеокарт MARS и ARES – наличия удвоенного объема памяти. В результате MARS получила стандартные для GeForce GTX 580 1,5 ГБ GDDR5 на каждый чип. Важно также отметить, что сама ASUS позиционировала MARS II именно как GTX 580 SLI, а не как модификацию GTX 590 (создавать которые Nvidia ожидаемо запрещала).

 

 

Но что самое печальное – ASUS отказалась от использования чемодана в качестве основной упаковки для видеокарты. Вместо этого MARS II поставляется в объемной коробке вишневого цвета (такой оттенок является фирменным показателем продукции из геймерский линейни ROG). Дизайн лицевой стороны очень простой – здесь можно обнаружить только название модели и перечень технологий Nvidia. Разворот коробки предоставляет куда больше информации, поскольку тут приведены сведения о ключевых особенностях MARS II и фирменных технологиях ASUS. В их числе:

  • на 22% более высокая производительность, чем у GeForce GTX 590 (по данным 3DMark Vantage Extreme);
  • поддержка утилитой для разгона ASUS GPU Tweak;
  • технология прямого контакта СО Direct CU II;
  • дизайн подсистемы питание с использованием в сумме 21 фазы и компонентов Super Alloy.

С обратной стороны коробки расписаны спецификации видеокарты и системные требования.

 

 

Первая деталь в комплекте поставки, что сразу бросается в глаза, это алюминиевая табличка, на которой выгравирован порядковый номер данной видеокарты (077 из 999). С обратной стороны написано буквально следующее:

“Этот документ подтверждает, что ограниченная версия MARS II является уникальным произведением искусства, разработанным командой ASUS ROG.

Данная алюминиевая пластина была индивидуально вырезана лазером и помечена собственным номером для подтверждения статуса лимитированного продукта, что делает ее предметом коллекционирования.”

 

 

Еще в коробке с MARS II можно найти:

  • переходник DVI-VGA;
  • два переходника питания 8-pin – 2×6-pin;
  • длинный гибкий мостик SLI;
  • две мягкие демпфирующие прокладки с инструкцией по установке. Они призваны помочь удержать видеокарту в корпусе ПК в горизонтальном положении. Их рекомендуется приклеивать на кожух СО с нижней стороны, напротив разъема PCI-E.

В отдельном картонном футляре находятся диск с электронным руководством и драйверами и инструкция по быстрой установке.

 

 

В целом, комплект весьма скромный, и особенно жалко, что из него исчез фирменный чемодан.

Габариты MARS II составляют 31,5 x 14,2 см (с учетом слота PCI-E), а вес – 2375 грамм. Видеокарта занимает три слота расширения и существенно выдается вверх за пределы задней панели. Заднюю сторону платы закрывает мощный стальной бэкплейт, а спереди размещается кожух с прикрепленными к нему двумя вентиляторами.

 

 

Печатная плата выполнена на черном матовом текстолите с применением высококачественной элементной базы класса “Super Alloy”. Сюда входят катушки индуктивности Super Alloy Power, конденсаторы Super Alloy Capacitors с заявленным сроком службы в 2,5 раза превышающим стандартный показатель, и транзисторы Super Alloy MOS. Последние при работе греются на 35°C меньше аналогов, что позволило ASUS обойтись без их дополнительного охлаждения.

С обратной стороны платы дополнительно установлены особые пленочные конденсаторы “Proadlizer” (такие же можно найти на видеокартах MSI Lightning), которые призваны обеспечить стабильность питания ГП при разгоне. Еще здесь можно обнаружить несколько контактных площадок Zone Mod, предназначенных для экстремального разгона. Путем припаивания на них перемычек можно отключить температурный троттлинг (Thermal), обойти защиту по току (OCP) и повысить напряжения на шине PCI-E (PEXVDD) и на памяти (FBVDDQ).

 

 

Микросхемы памяти на MARS II используются точно такие же, как и на оригинальных GeForce GTX 580/590 – Samsung GDDR5 с маркировкой K4G10325FE-HC04. Они работают при напряжении в 1,5 В и обладают временем выборки 0,4 нс, что соответствует номинальной частоте в 1250 (5000) МГц. Также известно, что данные микросхемы практически никак не реагируют на повышение напряжения при разгоне, в результате чего их частотный потенциал оказывается весьма ограничен.

Подсистема питания тоже значительно усилена относительно GTX 590. Для каждого ГП выделено по 8 фаз под управлением ШИМ-контроллера Super Hybrid Engine ASP0907 (перемаркированный uP6208). За питание памяти отвечают в общей сложности 4 фазы, а в качестве контроллера тут выступает uP6205A. Наконец, последняя фаза выделена системе I/O (ввода-вывода данных). Для подачи дополнительного питания на плате предусмотрены сразу три разъема 8-pin. Для MARS II ASUS рекомендует использовать блок питания мощностью не ниже 1000 Вт, хотя карта прекрасно заработала и на тестовом 750-ваттном OCZ.

Частота ядра у каждого ГП MARS II составляет 782 МГц, что на 10 МГц выше референсного значения Nvidia. Очевидно, что ASUS применила такой скромный разгон, чтобы с одной стороны обойти SLI-связку из эталонных GeForce GTX 580, а с другой – не выйти за установленные пределы энергопотребления. TDP одного чипа GF110 составляет 244 Вт, так что от MARS II можно ожидать удвоения этого значения.

Для отвода такого огромного количества тепла ASUS разработала специальную систему охлаждения.

Кожух и бэкплейт выполнены из толстых стальных листов. Они скрепляются вместе и образуют своего рода корпус, который защищает видеокарту от внешних воздействий и придает всей конструкции чрезвычайную прочность. Сверху на кожух крепятся декоративные элементы. Они тоже выполнены из металла и покрыты материалом типа soft-touch.

 

 

Чипы закрыты индивидуальными радиаторами, которые выполнены с применением технологии прямого контакта. С учетом больших размеров GF110 и наличия у них теплораспределительных крышек такой подход вполне оправдан. На левый радиатор дополнительно возложена функция по охлаждению коммутатора NF200, для чего одна тепловая трубка в его основании специально продлена вперед. Каждый радиатор имеет 4 тепловые трубки и 57 алюминиевых ребер. Обдув им обеспечивают вентиляторы Everflow T121225SU с максимальной мощностью 4,8 Вт. Красная кнопка, расположенная на плате рядом с разъемами дополнительного питания, позволяет принудительно запускать их на 100% оборотов для улучшения охлаждения при разгоне.

 

 

Неприятной неожиданностью является отсутствие какого-либо охлаждения памяти и подсистемы питания. В референсной системе охлаждения GeForce GTX 580 для этой цели используется массивная радиаторная пластина, которая закрывает всю печатную плату, но ASUS почему-то решила отказаться от подобного решения. Если для питания еще можно сделать скидку на применение качественных компонентов Super Alloy и увеличенное число фаз, то вот для памяти GDDR5 охлаждение было бы совсем не лишним.

 

Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4790K @ 4.7 ГГц

 

В 2011 году MARS II забралась на недосягаемую высоту по производительности, в очередной раз застолбив за компанией ASUS титул создателя самой быстрой одиночной видеокарты в мире. Она уверенно обходит Radeon HD 6990 в тестах, причем в более современном и тяжелом Fire Strike разница между ними составляет почти две тысячи очков, что очень много. При использовании быстрого процессора MARS II демонстрирует результат на уровне флагманов следующего поколения: Radeon HD 7970 и GeForce GTX 680.

 

 

Характеристики ASUS MARS II:

Чип GF110 x2
Техпроцесс 40 нм
Шейдерные процессоры 512 унифицированных (x2)
Блоки текстурирования (TMU) 64 (x2)
Блоки растровых операций (ROP) 48 (x2)
Частота GPU 782 МГц
Частота RAM 1002 (4008) МГц GDDR5
Объем памяти 1536 МБ (x2)
Шина памяти 384 бит (x2)
Интерфейс PCI-E 2.0 x16
Поддержка API DirectX 11 и OpenGL 4.6
Скорость текстурирования 50,04 Гпикс./сек
Производительность FP32 3,203 Тфлопс

Скачать BIOS ASUS MARS II (для обоих чипов)