Fire GL2 (ATI)
Профессиональные OpenGL-видеокарты Fire GL2 и Fire GL3 были представлены 1 июня 2000 года и стали основными конкурентами Nvidia Quadro 2 Pro. Их производителем считается FGL Graphics – подразделение корпорации S3, а разработкой дизайна занимался немецкий филиал компании Diamond, которая в 1999 году объединилась с S3. Позднее ATI выкупила у S3 отдел по разработке профессиональных карт – так появилась известная серия ATI FireGL.
Стартовая цена на GL2 составила $1200, а старшая модель, оснащенная 128 МБ памяти и возможностью выводить изображение сразу на два монитора, была оценена в $2000. Если сравнивать эти цифры со стоимостью игровых видеокарт, то может показаться, что они чрезмерно завышены, однако для профессионального рынка такие цены оказались очень доступными. Вице-президент направления графики Fire GL Эд Хуан в своем выступлении даже отметил, что теперь пользователи рабочих станций могут позволить себе выбрать тот продукт, который устроит их и по цене, и по производительности. Основной целевой платформой новинок стала Windows NT, хотя поддержка также была заявлена для Windows 2000 и Linux. После появления Windows XP компания ATI выпустила драйвер и для этой операционной системы.
В основе Fire GL2 лежат два 256-битных чипа от IBM: растеризатор (он же пиксельный процессор) RC1000, работающий на частоте 120 МГц, и геометрический процессор GT1000, имеющий частоту 190 МГц. Геометрический модуль обладает полной поддержкой API OpenGL, умеет обрабатывать геометрические трансформации и просчитывать до 16 источников освещения. Пиксельный процессор поддерживает мультитекстурирование, анизотропную фильтрацию с прямоугольными mip-картами и может выполнять однопроходное рельефное текстурирование. Что касается обработки видео, тут RC1000 может похвастаться поддержкой оверлеев, билинейного масштабирования, наличием конвертера YUV-RGB и расширенной поддержкой потокового видео. Обеспечивается совместимость с расширениями Intel SSE и AMD 3DNow!
Кроме того, Fire GL2 и GL3 обладают возможностью вывода трехмерного изображения на очки CrystalEyes 3D от компании Stereographics.
С каждой стороны платы установлено по 4 микросхемы памяти Samsung DDR SDRAM, что обеспечивает суммарный объем в 64 МБ. Маркировка K4D623237A-QC60 указывает на время доступа 6 нс и штатную частоту 166 (333) МГц. На Fire GL2 частота памяти синхронизирована с частотой пиксельного процессора и составляет 120 МГц (240 МГц эффективная).
Система охлаждения у Fire GL2 пассивная, однако она рассчитана на обдув вентиляторами рабочей станции, о чем свидетельствуют вентиляционные прорези на задней панели. Так что эксплуатировать карту в полностью пассивном режиме не рекомендуется. Верхний радиатор прочно приклеен к чипу GT1000, тогда как нижний держится на латунных втулках (под ним скрыт IBM RC1000).
Драйверы для Fire GL2/3 специально оптимизировались для работы с CAD/CAM-пакетами и средствами трехмерного моделирования, анимации и визуализации. Во вкладке настроек доступны профили для 3D Studio Max, AutoCAD, Autodesk Inventor, CATIA и многих других пакетов моделирования и проектирования. Последнюю версию драйвера, датированную маем 2002 года, можно скачать с сайта AMD.
Fire GL2 не обладает полноценной поддержкой D3D, поэтому запустить на ней популярный бенчмарк 3DMark2001 нельзя. Однако при работе в родной для себя среде OpenGL она позволяет комфортно поиграть в Quake 3 с разрешением 1024×768 и на средних настройках качества графики.
Характеристики ATI Fire GL 2:
Чип | RC1000 + GT1000 |
Техпроцесс | 0,18мкм |
Шейдерные процессоры | 4 пиксельных, 1 вершинный |
Блоки текстурирования (TMU) | 8 |
Блоки растровых операций (ROP) | 4 |
Частота GPU | 120 МГц + 190 Мгц |
Частота RAM | 120 (240) МГц DDR |
Объем памяти | 64 МБ |
Шина памяти | 256 бит |
Интерфейс | AGP 4x |
Поддержка API | DirectX 7, OpenGL 1.2 |
Скорость текстурирования | 410 Мпикс./сек |
Скорость обработки геометрии | 27 млн. треуг./сек |