GeForce 7800 GTX 512

Новое поколение видеокарт GeForce 7000 во главе с флагманом 7800 GTX было представлено 22 июня 2005 года. Безусловно, Nvidia знала, что ее извечный конкурент готовит ответ на новинку, и ответ этот обещал стать достойным. Хотя летом 2005 года информации о Radeon x1800 XT еще не было, компания проявила дальновидность и сразу же начала запасать самые удачные экземпляры чипов G70, чтобы впоследствии использовать их для выпуска обновленной флагманской видеокарты, которая потенциально сможет опередить решение от ATI. Общественность на тот момент логично предполагала, что преемница 7800 GTX получит суффикс Ultra – по аналогии с GeForce 6800 Ultra, однако этого не произошло.

В начале октября ATI представила Radeon x1800 XT. Видеокарта получила 512 МБ памяти GDDR3 и ожидаемо оказалась быстрее GeForce 7800 GTX. Но у Nvidia все шло по плану, и в ноябре 2005 года она представила свой ответ – обновленную модель GeForce 7800 GTX с 512 МБ памяти. Удивляет то, что ни суффикс, ни числовой индекс в названии видеокарты не изменились, а поэтому ее официальным обозначением стало 7800 GTX 512. Конечно, необходимость отбирать графические процессоры и использовать более емкие микросхемы памяти повлияла на конечную цену: если оригинальная 7800 GTX стоила $599, то за новую версию 7800 GTX 512 Nvidia просила уже $649. Для сравнения, ATI оценила своего флагмана x1800 XT в $549.

 

 

На печатной плате оригинальной GeForce 7800 GTX с каждой стороны располагались по 4 микросхемы памяти, при этом всего посадочных мест под память было 16. Таким образом, логично было бы предположить, что при создании версии 7800 GTX 512 Nvidia просто распаяет еще 8 микросхем на свободных местах, в результате чего новинка станет максимально похожа на 6800 Ultra 512. Однако в реальности все оказалось иначе. В компании решили переработать печатную плату, перенести все площадки на лицевую стороны и установить на них микросхемы удвоенной плотности. Такое решение выгоднее с экономической точки зрения, так как общее число микросхем снижается с 16 до 8, к тому же при размещении всей памяти на лицевой стороне платы становится проще организовать ее охлаждение.

В остальном изменений в плате немного. В правой части появились дополнительные элементы обвязки, а посадочные площадки под память были адаптированы под микросхемы нового формата. Подсистема питания с «трехрядным» расположением фаз для ГП и видеодекодер SAA7115, отвечающий за работу интерфейса S-Video, перекочевали с оригинальной 7800 GTX.

 

 

Основная гордость 7800 GTX 512 – микросхемы памяти Samsung GDDR3, имеющие плотность 512 Мбит каждая (2M x 32 бита x 8 банков). Они выполнены в корпусах форм-фактора 136-ball FPGA, что физически отличает их от памяти, стоявшей на оригинальной 7800 GTX (там микросхемы имели 144 контакта). Маркировка гласит K4J52324QC-BJ11, откуда можно узнать о времени доступа в 1,1 нс. Номинальная частота микросхем составляет внушительные для своего времени 900 (1800) МГц, хотя в данном случае она снижена до 800 (1600) МГц. Но даже в таком варианте прибавка по частоте памяти относительно 7800 GTX 256 составляет целых 200 (400) МГц. Память работает при напряжении 2,0 В.

Благодаря проведенному отбору ГП, Nvdia пустила на производство GeForce GTX 7800 512 самые лучшие чипы G70. Им даже не потребовалось менять ревизию. В итоге номинальную частоту новинки удалось повысить сразу на 120 МГц (она составила 550 МГц против 430 МГц у оригинальной 7800 GTX)! Сам чип G70 произведен по техпроцессу 110 нм, имеет площадь 334мм2 и содержит 302 млн. транзисторов. В состав его ядра входят 24 пиксельных и 8 вершинных процессоров.

 

 

Серьезный разгон по ядру не мог не повлиять на тепловыделение карты. Показатель TDP 7800 GTX 512 достиг 108 Вт, поэтому Nvidia пришлось разрабатывать принципиально новую систему охлаждения. Ее каркас выполнен из алюминиево-магниевого сплава, который отводит тепло от микросхем памяти через белые «марлевые» термопрокладки. В центре находится медная вставка, непосредственно контактирующая с ГП. С обратной стороны к этой медной пластине припаяны 4 тепловые трубки, которые расходятся в стороны к ребрам радиатора. В центре системы охлаждения располагается 85-мм вентилятор ADDA AD0912LB мощностью 1,56 Вт. Видно, что он ориентирован на работу на низких оборотах. По сторонам от вентилятора находятся два одинаковых блока горизонтальных алюминиевых ребер: по 40 штук в каждом. Они припаяны к алюминиевому основанию. Кулер закрыт прозрачным пластиковым кожухом, на который нанесен рисунок из полосок, представляющих собой две «половинки» логотипа Nvidia. Подсистема питания охлаждается отдельным черным алюминиевым радиатором.

 

Результаты получены на процессоре Intel Corei7-4790K @ 4.7 ГГц

 

За счет существенного заводского разгона по ядру и памяти, модель GeForce 7800 GTX 512 демонстрирует заметное превосходство по производительности над оригинальной 7800 GTX и над равных конкурирует с разогнанной Radeon x1800 XT. Что касается увеличенного объема памяти, в 2005 году особого толка от наличия 512 МБ практически не было, однако он стал хорошим заделом на ближайшее будущее. Через год появились такие известные проекты с открытым миром, как TES IV: Oblivion, Gothic 3 и S.T.A.L.K.E.R., которые смогли воспользоваться преимуществами большого объема быстрой памяти.

 

 

Характеристики GeForce 7800 GTX 512:

 

Чип G70
Техпроцесс 110 нм
Шейдерные процессоры 24 пиксельных, 8 вершинных
Блоки текстурирования (TMU) 24
Блоки растровых операций (ROP) 16
Частота GPU 500 МГц
Частота RAM 800 МГц GDDR3
Объем памяти 512 МБ
Шина памяти 256 бит
Интерфейс PCI-E x16
Поддержка API DirectX 9.0c и OpenGL 2.1
Скорость текстурирования 8 Гпикс./сек
Скорость обработки геометрии 1 млрд. вершин./сек

Скачать BIOS GeForce 7800 GTX 512