GeForce GTX 480 (Zotac)
GeForce GTX 480, флагман новой серии GeForce 400 и первый носитель архитектуры Fermi, был представлен 26 марта наряду с «младшим братом» GTX 470. Анонс Fermi не был для Nvidia простым. Из-за высокой сложности чипа GF100, в котором разместились 3 млрд. транзисторов, компания TSMC, контрактный производитель кремниевых кристаллов, не смогла наладить их массовый выпуск к концу 2009 года, так что коммерческий запуск пришлось перенести на март 2010 года. Nvidia дала полугодичную фору своему конкуренту, однако GeForce GTX 480 не ударил в грязь лицом и после своего появления занял почетное место самого быстрого одночипового видеоускорителя. В играх, заточенных под старые API DirectX 9 и 10 он опережал Radeon HD 5870 в среднем на 15%, однако существенно вырывался вперед в DirectX 11, когда появлялась необходимость просчитывать тесселяцию.
Но победа далась дорогой ценой. По совокупности потребительских характеристик GTX 480 выглядел блекло: стоил на $100 дороже конкурента, а огромное значение TDP в 250 Вт стало рекордно высоким для одиночного видеопроцессора.
В начале 2010 года у Nvidia еще не было лицензии на использование технологии испарительной камеры в системах охлаждения, так что инженерам компании пришлось выжимать максимум производительности из классической двухслотовой компоновки охладителя с радиальным вентилятором. При взгляде на карту кажется, что каждый свободный сантиметр тут отдан под радиаторы. Печатная плата полностью закрыта массивной алюминиевой пластиной, которая обеспечивает отвод тепла от памяти и силовой части. На нее же устанавливается вентилятор. На лицевой стороне пластины присутствует дополнительное оребрение, а чтобы вентилятор мог дополнительно забирать воздух с обеих сторон (что особенно актуально при использовании режима SLI), на печатной плате предусмотрены два выреза.
Основной радиатор тоже всем своим видом демонстрирует стремление максимизировать рабочую поверхность при сохранении требуемых габаритов. В основании уложены и плотно прижаты друг к другу пять тепловых трубок. Поскольку сам чип GF100 накрыт теплораспределителем, производитель решил применить здесь технологию прямого контакта. Сверху на ребра припаяна пластина, которая выступает наружу через пластиковый кожух и формирует уникальный внешний вид GTX 480. На ней нет сквозных прорезей, однако есть ребра, которые помогают дополнительно рассеивать тепло. Радиатор полностью покрыт никелем, что тоже весьма необычно.
К сожалению, даже такие усилия инженеров не позволили в полной мере раскрыть потенциал чипа GF100. Карта получилась очень горячей, а выступающая наружу решетка радиатора стала героем фотожаб, где ее сравнивали с решеткой от гриля. Нашлись даже энтузиасты, попытавшиеся поджарить на ней яичницу (но неудачно). Для снижения тепловыделения один из мультипроцессоров пришлось отключить, а частоты ограничить. В итоге вместо 512 CUDA-ядер на GTX 480 их осталось только 480.
Питание организовано по схеме 6 фаз для ядра и 2 для памяти. За управление напряжением ядра отвечает ШИМ-контроллер CHL8266, а напряжением памяти – uP6210AG.
GTX 480 стала первой флагманской видеокартой Nvidia, оснащенной памятью типа GDDR5. По сравнению с GTX 285 объем памяти увеличился в 1,5 раза и достиг 1536 МБ. На плате распаяны 12 микросхем Samsung K4G10325FE-HC04, максимальная паспортная частота работы которых составляет 1250 (5000) МГц. Однако номинальная частота значительно ниже – всего 924 (3696) МГц. Впрочем, с учетом 384-битной шины итоговая пропускная способность достигает 177,4 ГБ/сек, что несколько выше, чем у основного конкурента в лице Radeon HD 5870. Ядро в нагрузке функционирует на частоте 701 МГц, а при отсутствии нагрузки все частоты снижаются до 51/101/270 МГц (по ядру/шейдерам/памяти соответственно).
На старте продаж GeForce GTX 480 предлагалась в США по цене в $499.
Результаты получены на системе с процессором Core i7-4770K @ 4.3 ГГц
Характеристики GeForce GTX 480:
Чип | GF100 |
Техпроцесс | 40 нм |
Шейдерные процессоры | 480 унифицированных |
Блоки текстурирования (TMU) | 60 |
Блоки растровых операций (ROP) | 48 |
Частота GPU | 701 МГц |
Частота RAM | 924 (3696) МГц GDDR5 |
Объем памяти | 1536 МБ |
Шина памяти | 384 бита |
Интерфейс | PCI-E 2.0 x16 |
Поддержка API | DirectX 12 и OpenGL 4.6 |
Скорость текстурирования | 21,03 Гпикс./сек |
Производительность FP32 | 1345 Гфлопс |