Radeon x1650 (Sapphire)
В сентябре 2006 года ATI готовила к выпуску чипы RV560 и RV570. Первый предназначался для видеокарт среднего класса Radeon x1650 XT из ценового сегмента около $160 и должен был заменить собой чип RV530, используемый в Radeon x1600 XT. Второй процессор метил в наследники R520 ( Radeon x1800 GTO), но также заменял на рынке Radeon X1900 GT в ценовом сегменте от $200 до $250. Новый продукт нужен был ATI для успешной конкуренции с новинкой от Nvidia – GeForce 7900GS.
Вполне естественно возник вопрос, как быть с картами Radeon x1600 Pro/XT? В канадской компании решили не снижать цены, а приняли весьма спорное решение, практически повторив опыт Radeon 9250, – переименовать x1600 Pro в x1300 XT, а x1600 XT в x1650 Pro. Но на этом переименования не закончились, и в феврале 2007 свет увидела модель Radeon x1650, которая по своим характеристикам повторяла Radeon x1300 XT.
В итоге уже не в первый раз внутри одного семейства и поколения оказались карты, построенные на разных ядрах. Проще говоря, Radeon x1650 – это бывшая Radeon x1600 Pro. Они обладают схожими характеристиками, однако могут отличаться графическими процессорами, поскольку Radeon x1650 выпускалась как на старых 90-нм чипах RV530, так и на обновлённых 80-нм RV535. Глядя на формулу исполнительных модулей ядра, среди которых 12 пиксельных конвейеров и по 4 блока растеризации и выборки текстур, становится ясно, что у чипсета RV535 активен только один вычислительный квад из четырёх.
Radeon x1650 от компании Sapphire (бренд PC Partner) идентична модели Sapphire x1600 XT, что не удивительно. Данная карта базируется на обновлённом графическом процессоре RV535 с показателем TDP не превышающем 44 Вт. Она построена на короткой печатной плате тёмно-синего цвета и оборудована видеовыходами VGA, DVI-I и S-Video. Подсистема питания тут довольно простая: одна фаза выделена для ГП и ещё одна для памяти. В первом случае используются мощные полевые транзисторы Alpha & Omega Semiconductor AOD412 (Vds = 30В, Id = 85А) и AOD414 (Vds = 40В, Id = 50А). Два N-канальных мосфета питания памяти с маркировкой AOD480 имеют более скромные характеристики: (Vds = 30В, Id = 25А). Обе фазы работают под управлением одиночных синхронных ШИМ-контроллеров Richtek RT9232B, рассчитанных на токи до 25А.
Объём памяти в 256 МБ DDR2 набран восемью микросхемами Hynix с маркировкой HY5PS561621AFP-25. Чипы упакованы в корпуса FP-BGA-84 и распаяны с обеих сторон платы. Штатная частота их работы составляет 400 (800) МГц при напряжении 1,8 В. В таком режиме им не требуется дополнительное охлаждение.
Основной радиатор целиком выполнен из алюминия и имеет Т-образную форму. Он довольно габаритный, хотя в высоту не выступает за пределы единственного слота расширения. Под металлическим кожухом скрываются 24 ребра. Слева от них (если смотреть относительно чипа) на свободной площадке закреплён 55-мм вентилятор Vette A6010C12C мощностью 3,6 Вт. Может показаться, что память на лицевой стороне платы тоже контактирует с основанием радиатора, однако это не так – наличие термопрокладок в данной системе охлаждения не предусмотрено. Крепится радиатор к плате при помощи двух подпружиненных винтов, которые вкручиваются в латунные бонки. При его снятии или установке следует соблюдать осторожность, потому что никакой защиты кристалла от сколов тут тоже нет.
Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4770K @ 4.3 ГГц
Память DDR2 вкупе со 128-битной шиной не лучшим образом сказывалась на производительности этой «новинки». Несмотря на довольно высокий числовой индекс в названии, в играх и тестах Radeon x1650 демонстрировала результаты на уровне GeForce 7600 GS и GeForce 6800 XT и заметно уступала Radeon x800 GTO.
Характеристики Sapphire Radeon x1650:
Чип | RV535 |
Техпроцесс | 80 нм |
Шейдерные процессоры | 12 пиксельных, 5 вершинных |
Блоки текстурирования (TMU) | 4 |
Блоки растровых операций (ROP) | 4 |
Частота GPU | 500 МГц |
Частота RAM | 400 (800) МГц DDR2 |
Объем памяти | 256 МБ |
Шина памяти | 128 бит |
Интерфейс | PCI-E 1.1 x16 |
Поддержка API | DirectX 9.0c и OpenGL 2.0 |
Скорость текстурирования | 2 Гпикс./сек |
Скорость обработки геометрии | 625 млн. вершин/сек |