Voodoo2 12MB (Diamond Monster 3D II и A-Trend Helios 3D II [BOX])

3D-ускорители нового поколения 3Dfx Voodoo2 были анонсированы 2 февраля 1998 года, хотя в продаже начали появляться только спустя месяц. Двое ведущих на тот момент производителей, Diamond и Creative, даже затеяли настоящую гонку за право первым выпустить на рынок свою модификацию Voodoo2. Победителем вышла Creative – её версия под названием 3D Blaster Voodoo2 увидела свет 27 февраля. Выпускались Voodoo2 в двух вариантах: с 8 МБ ($249) и с 12 МБ ($299) памяти типа EDO. Причём в 8-мегабайтных версиях на каждый текстурный блок (TMU) выделялось 2 МБ, а в 12-мегабайтных – 4 МБ.

 

 

Voodoo2 можно назвать эволюционным развитием первого Voodoo. Новый 3D-ускоритель получил чип с кодовым именем SSTV2, который производился по более продвинутому 350-нм техпроцессу, содержал 4 млн. транзисторов и работал на частоте 90 МГц (с возможностью пользовательского разгона). Внешний RAMDAC с частотой 135 МГц позволял активировать в играх разрешение 800×600 (или 1024×768 при использовании сразу двух Voodoo2) при 16-битном цвете и с поддержкой трилинейной фильтрации.

Хотя Voodoo2 по-прежнему оставался лишь 3D-ускорителем и поэтому требовал обязательного наличия в системе «обычной» 2D-видеокарты, он обеспечивал высокую производительность в играх и поддерживал проприетарный API 3Dfx Glide, благодаря чему смог быстро завоевать популярность среди геймеров. Для отображения картинки на экране Voodoo2 требуется соединить с видеокартой коротким внешним кабелем VGA female – VGA male. Монитор при этом подключается к Voodoo через второй интерфейс VGA.

 

 

Из особенностей Voodoo2 в первую очередь стоит отметить наличие второго чипа наложения текстур (TMU), который позволяет отрисовывать сразу две текстуры за один проход конвейера без снижения производительности. На момент анонса Voodoo2 был единственным графическим ускорителем, способным выполнять мультитекстурирование, однако вскоре конкуренцию ему составила Nvidia RIVA TNT.

 

 

Другим знаковым нововведением стала поддержка технологии SLI (Scan-Line Interleave), позволявшей объединять в одной системе два графических ускорителя Voodoo2. При активации SLI они начинают работать параллельно, и каждый из них занимается отрисовкой половины линий дисплея. Объём кадрового буфера двух карт суммируется, что делает возможным активацию разрешения 1024×768 точек, однако текстурная память остаётся неизменной, поскольку системе требуется дублировать данные о сцене для каждой карты.

Перечень других особенностей и технологий Voodoo2 включает:

  • 192-битную шину памяти (по 64 бита на каждый из трёх чипов);
  • Уровни детализации (LOD) мип-мэппинга;
  • Рельефное текстурирование через смешивание текстур;
  • Краевой AA;
  • Трилинейную фильтрацию;
  • Аппаратный движок установки треугольников;
  • Коррекцию перспективы, суб-пикселей и суб-текселей;
  • Затенение по Гуро и модуляцию текстур;
  • Z-буферизацию;
  • Альфа-смешивание и туман;
  • Линейный доступ к буферу кадров.

Вариант Voodoo2 от компании A-Trend унаследовал имя от своего предшественника – Helios 3D. Карта поставлялась в простой картонной коробке, но обёрнутой в красочную обложку. На лицевой стороне обложки изображён кибернетический Осирис сине-фиолетового цвета, бьющий молниями из глаз в цифру «2». Название 3D-ускорителя «Voodoo» стилизовано под кровь. В правом верхнем углу указан объём памяти: 12 МБ.

 

 

Ещё на обложке упомянуто о наличии в комплекте аж 14 игр. На самом деле это, конечно, не полноценные игры, а только демо-версии. Все они собраны на отдельном диске под названием Game Pack. Подборка действительно интересная: Battle Zone, Frogger, G-Police, Panzer Commander, Star Siege, FIFA 98, Redline Racer, Quake II, Sub Culture, Virtua Squad 2, Forsaken, Incubation, Tomb Raider и Time Warriors. Помимо игр в комплекте поставки присутствуют:

  • руководство пользователя;
  • CD с драйверами;
  • короткий кабель VGA-VGA;
  • короткий шлейф SLI для объединения двух ускорителей в тандем.

 

 

С обратной стороны обложки производитель указал технические характеристики и особенности Voodoo2 и даже привёл таблицу со сравнением возможностей нового 3D-ускорителя с Voodoo и Voodoo Rush. На их фоне Voodoo2 выгодно выделяется поддержкой трилинейной фильтрации, мультитекстурирования и аппаратной установки треугольников.

Печатная плата первого Helios 3D имела чёрный цвет, а оба чипа были закрыты радиаторами (хотя в другой ревизии они отсутствовали). Во втором поколении Helios 3D (чтобы не путаться, обозначим его цифрой II) производитель изменил цвет маски на болотно-зелёный и отказался от радиаторов.

 

 

Представленный в коллекции экземпляр Helios 3D II относится ко второй ревизии, о чём прямым текстом указано на лицевой стороне платы. Дизайн явно позаимствован у референса 3Dfx, но с некоторыми отличиями в размещении и разводке элементов обвязки. Например, справа от GENDAC находятся две микросхемы: четверной буфер NXP 74F125 и шестнадцатеричный инвертер ON Semiconductor MC74LCX04, а вокруг текстурных модулей отсутствуют массивы керамических SMD-конденсаторов.

Для достижения максимальной производительности в играх Helios 3D II оснащён 12 МБ самой быстрой в своём классе памяти EDO Page Mode от компании Mosel Vitelic. Узнать точные спецификации помогает маркировка V53C16258HK25, где две последние цифры – это время доступа RAS (25 нс). Штатная частота в 100 МГц так и вовсе напечатана на корпусах микросхем памяти, имеющих форм-фактор TSOP-II 40.


3D-ускоритель от компании Diamond под названием Monster 3D II является одним из наиболее распространённых вариантов Voodoo2. Он был выпущен в марте 1998 года, немногим после 3D Blaster от Creative.

 

 

Печатная плата создана по образцу и подобию референса, но украшена логотипом производителя с лицевой стороны. Суммарный объём памяти у Monster 3D II такой же, как и у Helios 3D II – 12 МБ, но есть одна особенность: микросхемы для текстурных модулей и кадрового буфера произведены разными компаниями. За хранение текстур тут отвечают 16 чипов EtronTech EM614163A (по 8 на каждый TMU) с максимальным временем доступа RAS (tRAC) равным 25 нс и штатной частотой 100 МГц. Буфер кадров хранится в памяти Silicon Magic SM81C256K16CJ-25 с такими же основными параметрами. Объём каждой микросхемы – 512 кБ. Реальная рабочая частота памяти синхронизирована с ГП на отметке в 90 МГц.

Переход от Voodoo к Voodoo2 дал огромный рывок в производительности, вплоть до двукратного превосходства Кроме того, Voodoo2 позволил запускать игры в разрешении 800×600. Из минусов – новые ускорители оказались довольно зависимы от скорости центрального процессора, поэтому для раскрытия их потенциала желательно было иметь в своём распоряжении флагманский Pentium II.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Coppermine 1000 МГц

 

Главным конкурентом Voodoo2 стала выпущенная в марте 1998 года RIVA TNT. Её интегрированный чипсет NV4 стоил дешевле и обладал поддержкой 32-битного цвета, хотя на стороне 3Dfx оставался очень популярный среди разработчиков игр API Glide. Кроме того, активация режима SLI превращала компьютер с двумя Voodoo2 в настоящего игрового монстра. Такая сборка могла тягаться даже с видеокартами следующего поколения.

 

 

Характеристики Voodoo2 (Diamond Monster 3D II | A-Trend Helios 3D II):

Чип SSTV2
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 90 МГц
Частота RAM 90 МГц EDO
Объем памяти 12 МБ
Шина памяти 192 бита
Интерфейс PCI
Поддержка API DirectX 5.0, Glide, OpenGL 1.2 (Miniport wrapper)
Скорость текстурирования 90 Мпикс./сек
Пропускная способность 3 млн треуг./сек