Voodoo2 (Canopus Pure3D II и Pure3D II LX) [BOX]
Весной 1998 года компания Canopus представила следующую модель своего крайне успешного 3D-ускорителя Pure3D, получившего в названии индекс II. Pure3D II основывался на наборе микросхем Voodoo2 и, подобно прошлой модели, был построен на печатной плате собственного дизайна. Также он мог похвастаться активным охлаждением, увеличенным объемом памяти и возможностью объединения в систему WitchDoctor с особыми моделями видеокарт от Canopus.
Новый чипсет Voodoo2, вышедший в феврале 1998 года под кодовым именем SSTV2, производился по техпроцессу в 0.35 мкм, содержал 4 млн. транзисторов и обладал базовой частотой 90 МГц (против 50 МГц у первого Voodoo). Компанию ему на плате 3D-ускорителя составил внешний RAMDAC с частотой 135 МГц, который позволял активировать в играх разрешение 800×600 при 16-битном цвете и с использованием трилинейной фильтрации.
Pure3D II, как и предыдущая модель серии, выпускалась в двух версиях: с ТВ-выводом и без него. 3D-ускорители, на которых ТВ-вывод отсутствовал, получили в названии суффикс LX. Как видно на фото ниже, у данных экземпляров Pure3D II и Pure3D II LX платы несколько отличаются по цвету и разводке, хотя по своим характеристикам оба ускорителя полностью идентичны.
Pure3D II | Pure3D II LX на «сине-зеленой» плате |
Коробка Pure3D II LX оформлена в виде скрепленного болтами металлического бокса с потертой и расцарапанной поверхностью. На лицевой стороне заявлено, что графический ускоритель разработан для серьезных геймеров. Здесь же упомянуто основное отличие Pure3D II от базовых моделей Voodoo2 – наличие 12 МБ памяти. Желтая сноска в углу говорит, что в комплекте с картой поставляется диск с набором миссий The Reckoning для Quake II. С обратной стороны коробки приведена фотография графического ускорителя и перечислены основные его особенности:
- поддержка Plug&Play;
- автоматическое определение платы в системе;
- возможность соединения с видеокартой Total3D 128 для создания системы WitchDoctor (также работает со Spectra 2500);
- поддержка API Glide, Direct3D и OpenGL в ОС Windows 95 и NT;
- наличие фирменных утилит для управления графическим ускорителем;
- 12 МБ памяти на борту, из которых 4 МБ выделены кадровому буферу и 8 МБ – буферу текстур;
- Графический процессор Voodoo2 (SSTV2);
- поддержка режима Scan Line Interleave (SLI).
Помимо уже упомянутого дополнения к Quake II, в комплект поставки также входят:
- CD с драйверами и утилитами Canopus;
- инструкция пользователя;
- фирменный кабель miniDIN-VGA для соединения 3D-ускорителя с основной видеокартой;
- SLI-шлейф для соединения двух ускорителей Voodoo2.
Для объединения двух ускорителей в SLI на плате присутствует 24-контактный штырьковый разъем, куда подключается комплектный 6-дюймовый шлейф (такой же, как от флоппи-дисковода). Под ним можно обнаружить второй штырьковый разъем, но уже 14-контактный. Он используется для объединения Pure3D II с видеокартами Total3D 128 (RIVA128) или Spectra 2500 (RIVA TNT). Такая связка получила название WitchDoctor и позволила, во-первых, обойтись без внешнего кабеля VGA-VGA, во-вторых, улучшить качество передаваемого видеосигнала за счет отказа от двойного преобразования из цифры в аналог и обратно.
На задней панели сохранился фирменный разъем RGB MiniDIN, служащий для подключения Pure3D II к любой 2D/3D-видеокарте. TV/Video вывод также перекочевал с первой Pure3D без изменений. За его работу отвечает энкодер Chrontel CH7002D, который выполняет преобразование сигнала VGA в стандарты NTSC/PAL с разрешением 640×480 или 800×600. Также он обладает трехлинейным цифровым фильтром эффекта дрожания и умеет автоматически определять подключенный к видеокарте ТВ.
Еще одно небольшое дополнение от Canopus – наличие на плате зеленого светодиода, который светится, когда 3D-ускоритель работает. Простое решение, которое может помочь в диагностике, ведь за вывод картинки на экран отвечает ведущая видеокарта, а чипсет Voodoo занимается только ускорением 3D-графики.
Pure3D II LX на «желто-зеленой» плате
Каждый ускоритель снабжен 24-я микросхемами памяти EDO, причем Canopus разместила их по обеим сторонам платы так, что ее общую длину удалось сократить до 18 см (как и у первой Pure3D). У OEM-версии LX память произведена компанией Oki Semiconductor и имеет маркировку M5416258B-28J. У BOX-версии LX, как и у «обычной» OEM Pure3D II используется память Silicon Magic SM81C256K16CJ-25. Все микросхемы выполнены в корпусах 40-pin SOJ и работают на частоте 90 МГц при напряжении в 5 В. Номинальная их частота составляет 100 МГц.
Для охлаждения наиболее горячего чипа, содержащего в себе пиксельный конвейер, в Canopus почему-то не стали устанавливать свой фирменный радиатор, присутствовавший на предыдущей модели. Вместо этого в компании решили разместить над чипом 40-мм вентилятор Sunon KDE0504PEB1-8 мощностью 0,7 Вт, закрепив его на пластиковых втулках. При этом он является опциональным и присутствует не на всех моделях Pure3D II. Решение весьма странное, хотя процессору SSTV2 такого дополнительного обдува оказывается вполне достаточно.
Одиночный ускоритель Voodoo2 способен работать в 3D только в режиме 800×600 при 16-битном цвете. Для поддержки разрешения 1024×768 (стандарт для 3DMark 2000) в систему необходимо установить вторую карту и активировать режим SLI. В бенчмарках прирост производительности от добавления второй Pure3D II превышает 60%, хотя в играх он мог доходить и до 90%.
Одиночная Pure3D II LX (в 3DMark 2000 установлено разрешение 800×600)
Pure3D II LX SLI (в 3DMark 2000 установлено разрешение 1024×768)
Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4 ГГц
Voodoo2, как и ее предшественница, заслуженно считается мерилом производительности своей эпохи. Именно на ее результаты ориентировались все остальные чипмейкеры при разработке и выпуске своих видеокарт. Несмотря на относительно высокую цену в $335, Pure3D II удалось повторить успех первой модели и стать желанной платой в компьютере любого геймера того времени.
Характеристики Canopus Pure3D II / LX:
Чип | SSTV2 |
Техпроцесс | 0,35 мкм |
Шейдерные процессоры | 1 пиксельный |
Блоки текстурирования (TMU) | 2 |
Блоки растровых операций (ROP) | 1 |
Частота GPU | 90 МГц |
Частота RAM | 90 МГц EDO |
Объем памяти | 12 МБ |
Шина памяти | 192 бит |
Интерфейс | PCI 2.1 |
Поддержка API | DirectX 5.2, OpenGL 1.2, Glide |
Скорость текстурирования | 90 Мпикс./сек |
Пропускная способность | 3 млн треуг./сек |
Спасибо Алексею hard1k за помощь в приобретении 3D-ускорителей Canopus Pure3D II / LX.