Voodoo2 (Canopus Pure3D II и Pure3D II LX) [BOX]

Весной 1998 года компания Canopus представила следующую модель своего крайне успешного 3D-ускорителя Pure3D, получившего в названии индекс II. Pure3D II основывался на наборе микросхем Voodoo2 и, подобно прошлой модели, был построен на печатной плате собственного дизайна. Также он мог похвастаться активным охлаждением, увеличенным объемом памяти и возможностью объединения в систему WitchDoctor с особыми моделями видеокарт от Canopus.

Новый чипсет Voodoo2, вышедший в феврале 1998 года под кодовым именем SSTV2, производился по техпроцессу в 0.35 мкм, содержал 4 млн. транзисторов и обладал базовой частотой 90 МГц (против 50 МГц у первого Voodoo). Компанию ему на плате 3D-ускорителя составил внешний RAMDAC с частотой 135 МГц, который позволял активировать в играх разрешение 800×600 при 16-битном цвете и с использованием трилинейной фильтрации.

 

 

Pure3D II, как и предыдущая модель серии, выпускалась в двух версиях: с ТВ-выводом и без него. 3D-ускорители, на которых ТВ-вывод отсутствовал, получили в названии суффикс LX. Как видно на фото ниже, у данных экземпляров Pure3D II и Pure3D II LX платы несколько отличаются по цвету и разводке, хотя по своим характеристикам оба ускорителя полностью идентичны.

 

Pure3D II Pure3D II LX на «сине-зеленой» плате

 

Коробка Pure3D II LX оформлена в виде скрепленного болтами металлического бокса с потертой и расцарапанной поверхностью. На лицевой стороне заявлено, что графический ускоритель разработан для серьезных геймеров. Здесь же упомянуто основное отличие Pure3D II от базовых моделей Voodoo2 – наличие 12 МБ памяти. Желтая сноска в углу говорит, что в комплекте с картой поставляется диск с набором миссий The Reckoning для Quake II. С обратной стороны коробки приведена фотография графического ускорителя и перечислены основные его особенности:

  • поддержка Plug&Play;
  • автоматическое определение платы в системе;
  • возможность соединения с видеокартой Total3D 128 для создания системы WitchDoctor (также работает со Spectra 2500);
  • поддержка API Glide, Direct3D и OpenGL в ОС Windows 95 и NT;
  • наличие фирменных утилит для управления графическим ускорителем;
  • 12 МБ памяти на борту, из которых 4 МБ выделены кадровому буферу и 8 МБ – буферу текстур;
  • Графический процессор Voodoo2 (SSTV2);
  • поддержка режима Scan Line Interleave (SLI).

 

 

Помимо уже упомянутого дополнения к Quake II, в комплект поставки также входят:

  • CD с драйверами и утилитами Canopus;
  • инструкция пользователя;
  • фирменный кабель miniDIN-VGA для соединения 3D-ускорителя с основной видеокартой;
  • SLI-шлейф для соединения двух ускорителей Voodoo2.

 

 

Для объединения двух ускорителей в SLI на плате присутствует 24-контактный штырьковый разъем, куда подключается комплектный 6-дюймовый шлейф (такой же, как от флоппи-дисковода). Под ним можно обнаружить второй штырьковый разъем, но уже 14-контактный. Он используется для объединения Pure3D II с видеокартами Total3D 128 (RIVA128) или Spectra 2500 (RIVA TNT). Такая связка получила название WitchDoctor и позволила, во-первых, обойтись без внешнего кабеля VGA-VGA, во-вторых, улучшить качество передаваемого видеосигнала за счет отказа от двойного преобразования из цифры в аналог и обратно.

 

 

На задней панели сохранился фирменный разъем RGB MiniDIN, служащий для подключения Pure3D II к любой 2D/3D-видеокарте. TV/Video вывод также перекочевал с первой Pure3D без изменений. За его работу отвечает энкодер Chrontel CH7002D, который выполняет преобразование сигнала VGA в стандарты NTSC/PAL с разрешением 640×480 или 800×600. Также он обладает трехлинейным цифровым фильтром эффекта дрожания и умеет автоматически определять подключенный к видеокарте ТВ.

Еще одно небольшое дополнение от Canopus – наличие на плате зеленого светодиода, который светится, когда 3D-ускоритель работает. Простое решение, которое может помочь в диагностике, ведь за вывод картинки на экран отвечает ведущая видеокарта, а чипсет Voodoo занимается только ускорением 3D-графики.

 

Pure3D II LX на «желто-зеленой» плате

 

Каждый ускоритель снабжен 24-я микросхемами памяти EDO, причем Canopus разместила их по обеим сторонам платы так, что ее общую длину удалось сократить до 18 см (как и у первой Pure3D). У OEM-версии LX память произведена компанией Oki Semiconductor и имеет маркировку M5416258B-28J. У BOX-версии LX, как и у «обычной» OEM Pure3D II используется память Silicon Magic SM81C256K16CJ-25. Все микросхемы выполнены в корпусах 40-pin SOJ и работают на частоте 90 МГц при напряжении в 5 В. Номинальная их частота составляет 100 МГц.

 

Для охлаждения наиболее горячего чипа, содержащего в себе пиксельный конвейер, в Canopus почему-то не стали устанавливать свой фирменный радиатор, присутствовавший на предыдущей модели. Вместо этого в компании решили разместить над чипом 40-мм вентилятор Sunon KDE0504PEB1-8 мощностью 0,7 Вт, закрепив его на пластиковых втулках. При этом он является опциональным и присутствует не на всех моделях Pure3D II. Решение весьма странное, хотя процессору SSTV2 такого дополнительного обдува оказывается вполне достаточно.

Одиночный ускоритель Voodoo2 способен работать в 3D только в режиме 800×600 при 16-битном цвете. Для поддержки разрешения 1024×768 (стандарт для 3DMark 2000) в систему необходимо установить вторую карту и активировать режим SLI. В бенчмарках прирост производительности от добавления второй Pure3D II превышает 60%, хотя в играх он мог доходить и до 90%.

 

Одиночная Pure3D II LX (в 3DMark 2000 установлено разрешение 800×600)

Pure3D II LX SLI (в 3DMark 2000 установлено разрешение 1024×768)

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4 ГГц

 

Voodoo2, как и ее предшественница, заслуженно считается мерилом производительности своей эпохи. Именно на ее результаты ориентировались все остальные чипмейкеры при разработке и выпуске своих видеокарт. Несмотря на относительно высокую цену в $335, Pure3D II удалось повторить успех первой модели и стать желанной платой в компьютере любого геймера того времени.

 

 

Характеристики Canopus Pure3D II / LX:

 

Чип SSTV2
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 90 МГц
Частота RAM 90 МГц EDO
Объем памяти 12 МБ
Шина памяти 192 бит
Интерфейс PCI 2.1
Поддержка API DirectX 5.2, OpenGL 1.2, Glide
Скорость текстурирования 90 Мпикс./сек
Пропускная способность 3 млн треуг./сек

Спасибо Алексею hard1k за помощь в приобретении 3D-ускорителей Canopus Pure3D II / LX.