ViRGE (Diamond Stealth 3D 2000)

Первые видеокарты новой серии S3 ViRGE (Virtual Reality Graphics Engine, англ. графический движок виртуальной реальности) и ViRGE/VX (с улучшенным RAMDAC и памятью VRAM) были анонсированы 13 ноября 1995 года и поступили в продажу в начале 1996 года, придя на смену предыдущей линейке S3 Trio64. Оригинальная модель ViRGE без суффиксов была основана на 64-битном чипе 86C325, производством которого занималась компания UMC. В конце октября 1996 года семейство пополнили ViRGE/DX и ViRGE/GX, а в марте 1997 года появилась версия с суффиксом GX2, обладавшая поддержкой шины AGP и интегрированным ТВ-выводом.

Графический ускоритель ViRGE получил RAMDAC, работающий на частоте 135 МГц, что при наличии 2 МБ памяти на борту позволяло использовать 16-битный цвет на разрешениях вплоть до 1024×768 и 8-битный цвет на разрешениях до 1280×1024.

ViRGE поддерживает API Direct3D (DirectX 5) и S3D, а также умеет ускорять работу в движках BRender и RenderWare. Игры и программы, использующие библиотеки OpenGL, тоже можно заставить работать на этих картах, но только через враппер, который появился позднее.

Из реализованных у ViRGE графических технологий можно отметить:

  • Высокопроизводительное ускорение оконного режима Windows;
  • Поддержку равномерного затенения и затенения по Гуро в 3D;
  • Высококачественное текстурирование в 3D;
  • Коррекцию перспективы;
  • Билинейную и трилинейную фильтрацию;
  • MIP-мэппинг;
  • Отображение по глубине и поддержку тумана;
  • Альфа-смешивание;
  • Поддержку видеотекстур;
  • Z-буферизацию.

Высокая степень интеграции компонентов, унаследованная от линейки Trio64, позволила сократить расходы на производство видеоадаптеров и, соответственно, снизить цены. Очень быстро видеокарты ViRGE распространились по компьютерам OEM-сегмента и тех пользователей, кому не нужны были новомодные 3D-эффекты. В итоге во второй половине 90-х встретить их можно было повсеместно. Конечно, поддержка 3D-ускорения выдавалась компанией S3 за одно из главных преимуществ ViRGE (что даже отразилось в названии), но на практике эти карты не могли обеспечить хоть сколько-нибудь приемлемой частоты кадров в 3D-играх. Из-за этого ViRGE даже получила свое обидное прозвище “3D-замедлитель”.

Данная версия ViRGE от компании Diamond называется Stealth 3D 2000. Карта была представлена 1 апреля 1996 года и к концу года даже завоевала титул «Выбор редакции» известного американского журнала о «железе» PC Magazine. Stealth 3D 2000 предлагалась в магазинах за $199.

На плате распаяны 4 микросхемы памяти типа EDO DRAM от компании EtronTech. Их суммарный объем составляет 2 МБ, впрочем, при желании память можно расширить до 4 МБ – для этого предусмотрены пустующие «кроватки». Маркировка памяти EM614163A-50 указывает на время доступа 50 нс, что является стандартным значением для видеокарт Trio64 и ViRGE. Частота памяти синхронизирована с частотой ГП на отметке в 55 МГц.

 

640×460, AMD Phenom II x4 965 800×600, Pentium III 1000

 

Чип лишён охлаждения, хотя при активной обработке 3D-графики он достаточно сильно нагревается, что даже приводит к зависаниям. Если вы по каким-то причинам захотите использовать ViRGE для 3D-ускорения, то будет не лишним установить на него радиатор и/или обеспечить обдув.

Для тестов объём памяти был расширен до 4 МБ. Практически любая 3D-нагрузка даётся ViRGE нелегко – недаром их в своё время называли замедлителями. С другой стороны, скорость закраски 2D очень достойная. Более 100 Мпикселей в секунду – это на уровне CL GD5446 и быстрее чем Rage II+DVD.

 

 

Характеристики S3 ViRGE (Diamond Stealth 3D 2000):

Чип 86C325
Техпроцесс 0,5 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 55 МГц
Частота RAM 55 МГц EDO
Объем памяти 2 МБ
Шина памяти 64 бит
Интерфейс PCI 2.1
Поддержка API DirectX 5, S3D
Скорость закраски 104 Мпикс./сек
Пропускная способность 0,25 млн. треуг./сек

Спасибо Александру CoolTweak и Филиппу Philim0n за предоставленную видеокарту Diamond Stealth 2000.