Rage II+DVD

Чип ATI 3D Rage II, относящийся ко второму поколению графики Rage, был представлен 5 сентября 1996 года. В его основу легло доработанное ядро Mach64, состоящее из 5 млн. транзисторов и занимающее площадь в 90 мм2. При отрисовке 2D-графики новый процессор выдавал на 20% больше производительности в сравнении с первым поколением ATI Rage. Что касается функций 3D-ускорения, то тут его производительность возросла почти в два раза.

Для IBM-совместимых ПК на базе чипсетов Rage II были выпущены видеокарты 3D Xpression+, 3D Pro Turbo и оригинальная модель All-in-Wonder со встроенным ТВ-тюнером. Кроме того, графика Rage II была интегрирована в некоторые компьютеры Macintosh, включая первую ревизию G3 (Beige) – Power Mac 6500.

В 1996 году ATI удалось продать более 1 миллиона чипов Rage II. Для 97 года компания готовила совершенно новую 3D-архитектуру Rage Pro, но начать год она решила с обновления Rage II. В январе был представлен чипсет Rage II+, но в реальные видеокарты он так и не попал, поскольку уже через месяц, 24 февраля 1997 года, компания выпустила более продвинутую с точки зрения мультимедийных возможностей версию Rage II+DVD. Как ясно из названия, она получила поддержку программного ускорения кодека MPEG-2 (DVD Video). Кроме того, частота встроенного RAMDAC была повышена со 170 до 200 МГц. Цена видеокарт на базе Rage II+DVD с 4 МБ памяти на момент их выхода составляла примерно $270.

Компания заявляла о 30-процентном преимуществе Rage II+DVD над оригинальным Rage II в скорости обработки треугольников. Этот факт нашёл отражение и в визуальном оформлении самих чипов, которые получили логотип A3D.

В плане 3D-функциональности Rage II+DVD мог предложить:

  • полноценную поддержку 3D-примитивов: вершин, линий, треугольников и четырёхугольников;
  • двойную буферизацию полного экрана или окна для плавной анимации;
  • 16-битный алгоритм Z-буферизации для удаления невидимых поверхностей;
  • суб-пиксельную и суб-тексельную точность;
  • затенение по Гуро;
  • мип-мэппинг с коррекцией перспективы и поддержкой хромакея («зелёного экрана»);
  • билинейную и трилинейную фильтрацию текстур;
  • полную поддержку освещения текстур Direct3D;
  • спецэффекты, вроде альфа-смешивания, тумана и наложения видео-текстур;
  • поддержку дизеринга для повышения качества 16-битного цвета до уровня, близкого к 24-битной палитре.

Данная видеокарта модели 3D Charger была выпущена для OEM-сегмента. Она построена на одной из вариаций референсной платы зелёного цвета. Из-за высокой степени интеграции графический чип не требует использования отдельного RAMDAC. Малое энергопотребление позволяет ему обходиться без дополнительных преобразователей питания и радиаторов охлаждения.

 

 

В верхней части платы находится 40-контактный разъём ATI Multimedia Channel (AMC), предназначенный для подключения дочерней платы с ТВ-энкодером ATI ImpacTV или DVD-декодером ATI-DVD. Также на плате можно заметить пустующие посадочные места под S-Video и композитный разъём RCA.

Изначально подсистема памяти тут представлена четырьмя микросхемами EDO от компании Mosel Vitelic. По маркировке V53C16258HK35 можно узнать о максимальном времени доступа RAS в 35 нс, питающем напряжении 5V и внутренней организации вида [256K x 16 бит]. Частота памяти в данном случае составляет 66 МГц.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III 1000 МГц

 

Дополнительно к ним были установлены ещё 4 микросхемы Alliance с маркировкой AS4C256K16E0-50JC. Несмотря на более долгий цикл в 50 нс, на реальной производительности такое соседство не сказалось. С другой стороны, наличие на плате 4 МБ памяти позволило активировать разрешение 1280×1024 при 16-битном цвете.

3D-бенчмарк оказался слишком тяжёлым испытанием для Rage II+DVD, но вот в 2D-тестах Winbench она продемонстрировала скорость закраски, сравнимую с S3 Trio3D.

 

 

Характеристики 3D Charger Rage II+DVD:

Чип R2 (A3D Rage II+)
Техпроцесс 0,5 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 60 МГц
Частота RAM 66 МГц EDO
Объем памяти 4 МБ
Шина памяти 64 бита
Интерфейс PCI 2.0
Поддержка API DirectX 5 и OpenGL 1.0
Скорость текстурирования 90 Мпикс./сек
Скорость обработки геометрии 1 млн. треуг./сек

Спасибо Ивану Белову за предоставленную видеокарту ATI 3D Charger.