Radeon x800 XL CrossFire Edition

Технология ATI CrossFire, позволяющая объединять в одной системе две видеокарты Radeon, была представлена 1 июня 2005 года в тайпэйском клубе «Room 18» во время проведения выставки Computex 2005 и стала ответом на похожую по принципу работы Nvidia SLI. Доработка программной части затянулась на 4 месяца, и только 3 октября 2005 года ATI, наконец, объявила о выпуске двух видеокарт с поддержкой CrossFire: x850 XT CrossFire и x800 XL CrossFire. Изначально планировалось добавить к ним еще и «обычную» x800 CrossFire, но от этой идеи отказались.

В отличие от Nvidia, которая сразу же решила использовать гибкие мостики для соединения двух карт в SLI, в ATI пошли более сложным путем и разработали специальную ведущую мастер-карту, которая соединялась с ведомой при помощи внешнего кабеля. На первых порах технология CrossFire была уделом лишь старших карт Radeon линеек x800 и x850, а для ее работы помимо, собственно, мастер-карты, обязательно требовалось наличие материнской платы на чипсете Xpress 200 CrossFire Edition. В ноябре 2006 года с выходом драйвера Catalyst 6.11 видеокарты серий Radeon x800 и x1000 получили возможность работать в CrossFire без использования мастер-карты.

 

 

Radeon x800 XL, которая впоследствии стала основой для одной из мастер-карт, была представлена 2 февраля 2005 года и заняла место на ступень ниже модели x800 XT. В отличие от флагмана, который был основан на 130-нм чипе R423, x800 XL получила новое ядро R430, произведенное по более тонким нормам в 110 нм. Чип R430 сохранил такое же количество вычислительных блоков, что и его предшественник (16 пиксельных и 6 вершинных процессоров и по 16 текстурных модулей и блоков ROP), но получил более низкую штатную частоту: 400 МГц против 520 МГц у R423.

 

 

Radeon x800 XL CrossFire Edition может работать в паре с одной из следующих карт:

  • x800 XT Platinum Edition;
  • x800 XT;
  • x800 XL;
  • x800 Pro;

В общем виде принцип работы CrossFire выглядит следующим образом. Каждая из двух карт формирует свою часть изображения и выводит ее через TMDS-трансмиттеры по цифровому интерфейсу DVI. Затем пикселы попадают в специальный блок композинга (Composing Engine), который совмещает их для получения финального изображения. На выходе блока Composing Engine находится стандартный цифровой DVI-сигнал финального кадра, скомпонованный из пикселов обоих VPU. Он поступает на RAMDAC, где преобразуется в аналоговый VGA-сигнал. Также Composing Engine оснащен собственной буферной памятью, где накапливаются асинхронные данные для их дальнейшей синхронизации. Аппаратно блок Composing Engine выполнен на программируемой матрице Xilinx Spartan.

 

 

Но был у мастер-карт еще один неприятный нюанс. Поскольку TMDS-ресиверы обычно работают на частоте 165 МГц, то для поддержки высоких разрешений (1600х1200 и больше) на плату часто устанавливают дополнительный ресивер, получая таким образом Dual-Link DVI. К сожалению, из-за сложной разводки мастер-карт CrossFire Edition ATI решила отказаться от второго ресивера и ограничиться единственным чипом TMDS. В результате при использовании связки CrossFire максимальный режим работы экрана оказался ограничен разрешением 1600×1200 при частоте обновления 60 Гц. И если для ЖК-мониторов это совершенно нормально, то играть за ЭЛТ-монитором при частоте обновления экрана 60 Гц практически невозможно.

Для работы CrossFire можно использовать любой из трех алгоритмов:

  • Scissor (или Slicing) – разделение экрана на несколько непересекающихся зон;
  • Tiling – построчное или шахматное чередование рассчитываемых пикселей;
  • Alternate Frame Rendering – чередование рассчитываемых кадров (применялся в видеокарте Rage Fury MAXX).

При этом нужно иметь в виду, что технология совместного рендеринга работает только для одного монитора.

Сама видеокарта Radeon x800 XL построена на классической красной печатной плате и отличается от референсной x800 XT лишь в деталях.

На задней панели вместо одного DVI расположен разъем DMS59 – он используется не просто для разветвления DVI, а для соединения ведущей карты с ведомой. Следовательно, CrossFire-кабель для видеокарт серии x800 с одного конца имеет коннектор DMS59, а с другого оснащается одним разъемом DVI-male для подключения к монитору и одним DVI-female для подключения ко второй видеокарте.

 

 

Работу DMS обслуживает цифровой ресивер Texas Instruments TFP401, который принимает рассчитанные пикселы с ведомой карты. Сразу за ним располагается FPGA-матрица Spatran XC3S400.

За питание ГП отвечают две фазы под управлением ШИМ-контроллера Fairchild Semiconductor FAN5240MTC, расположенного с обратной стороны платы. Разъем дополнительного питания отсутствует, впрочем, он тут и не нужен, поскольку видеокарта потребляет всего 49 Вт, а слот PCI-E версии 1.1 способен выдать до 75 Вт мощности. С другой стороны, отсутствие дополнительного питания серьезно ограничивает возможный разгон.

 

 

Память на x800 XL используется такая же, что и на оригинальных x800 Pro – Samsung GDDR3 с маркировкой K4J55323QF-GC20. Микросхемы выполнены в корпусах 144-ball FBGA и размещены по 4 штуки с каждой стороны платы. Время выборки составляет 2 нс, что соответствует частоте 500 (1000) МГц . Реальная рабочая частота на 20 МГц ниже эффективной.

Система охлаждения отличается от таковой у старшей модели x800 XT PE, хотя и наследует те же принципы компоновки. Лицевую сторону платы закрывает достаточно крупный каркас из алюминиевого сплава. На его основании сделаны специальные выступы для контакта с ГП и четырьмя микросхемами памяти. 37 алюминиевых ребер радиатора собраны в аккуратный массив и сверху зафиксированы замками. Сбоку к каркасу прикручен пластиковый блок, где размещен 55-мм вентилятор ADDA AD4512HD-E03 с вертикальным расположением лопастей. Его максимальна мощность достигает 4,2 Вт. Роль кожуха исполняет гладкая металлическая пластина.

 

 

На старте продаж цена за версию x800 XL CrossFire с 256 МБ памяти составляла $299, тогда как более простая модель со 128 МБ предлагалась за $249. По замыслу ATI, пара из Radeon x800 XL CrossFire и Radeon x800 XL должна была конкурировать с двумя GeForce 6800 GT, каждая их которых стоила те же $299. Тем не менее, в конце 2005 года рынок уже завоевывали видеокарты новых поколений – GeForce 7000 и Radeon x1000, так что x800 XL CrossFire могла прийтись по душе разве что владельцам различных модификаций Radeon x800.

 

Одиночная Radeon x800 XL

Radeon x800 XL + Radeon x800 XT PE CrossFire

Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4790K @ 4.7 ГГц

 

В совместимых играх и бенчмарках прибавка от добавления второй Radeon x800 XT/XL могла достигать 60%, но главным фактором тут стало, конечно же, само наличие мультиграфической технологии у ATI, которая затем прошла долгий путь эволюции и добралась до современных видеокарт Radeon.

 

 

Характеристики Radeon x800 XL CrossFire Edition:

Чип R430
Техпроцесс 0,11 мкм
Шейдерные процессоры 16 пиксельных, 6 вершинных
Блоки текстурирования (TMU) 16
Блоки растровых операций (ROP) 16
Частота GPU 400 МГц
Частота RAM 490 (980) МГц GDDR3
Объем памяти 256 МБ
Шина памяти 256 бит
Интерфейс PCI-E x16 1.1
Поддержка API DirectX 9.0b и OpenGL 2.0
Скорость текстурирования 6,4 Гпикс./сек
Скорость обработки геометрии 600 млн. вершин/сек

Спасибо Владимиру Dushm@n за помощь в приобретении видеокарты Radeon x800 XL CrossFire и кабеля CrossFire.