GeForce GTX 285X2 (ASUS MARS)

Компания ASUS всегда питала страсть к дорогим имиджевым видеокартам. Можно вспомнить, например, A9800XT LE на базе Radeon 9800 XT или N7800GT Dual LE на базе двух GeForce 7800 GT. Идея на первый взгляд проста: взять флагманскую карту, сделать на ее основе качественно лучший нереференсный вариант, выпустить его ограниченным числом экземпляров и добавить богатый комплект поставки.
Когда в январе 2009 года Nvidia представила свою новую двухчиповую видеокарту GeForce GTX 295, у ASUS возникла идея создать на ее основе собственную бескомпромиссную версию. GTX 295 позаимствовала двухплатный дизайн, уже знакомый пользователям по GeForce 9800 GX2, а в ее основу были положены два чипа GT200b, у которых, однако, шина памяти подверглась сокращению с 512 до 448 бит. Следовательно, объем памяти у каждой из двух плат тоже сократился с 1 ГБ до 896 МБ. Взяв за основу референсную модель, инженеры ASUS модернизировали ее и установили два полноценных чипа от GeForce GTX 285. Более того, вместо 1 ГБ памяти (стандартный объем для 285-й) ASUS предоставила каждому чипу по 2 ГБ.
Двухпроцессорный полуторакилограммовый монстр получил имя ASUS Mars, в честь древнеримского бога войны, и был выпущен в свободную продажу в июне 2009 года. Оставаясь верной традициям, ASUS ограничила тираж Mars одной тысячей экземпляров, причем на кожухе каждой карты размещалась табличка с порядковым номером и заветным словосочетанием Limited Edition. Конечно, премиальный продукт, произведенный мелкой серией, не может стоить дешево, так что американская цена на Mars составила $1200 – абсолютный ценовой рекорд для видеокарты потребительского класса!
Конструктивно ASUS Mars во многом повторяет референсные модели GTX 295 и 9800 GX2. Карта собирается из двух плат, на каждой из которых установлен полноценный ГП GT200b. Вместо 28 микросхем памяти (суммарно у GTX 295) здесь их 32, причем вдвое большей плотности. Используются чипы Hynix H5RS1H23MFR-N3C со временем выборки 0,77 нс, что соответствует штатной частоте 1300 (2600) МГц GDDR3. Впрочем, ASUS остановилась на более низкой частоте в 1152 (2304) МГц. Для сравнения, у GTX 295 референсная частота памяти составляет 999 (1998) МГц, а у GTX 285 – 1242 (2484) МГц. Частота ядер у Mars соответствует штатной для GTX 285 и равняется 648 МГц.
Сами платы по своим габаритам выше референсных от Nvidia. На каждой из них размещен восьмиконтактный разъем дополнительного питания. Разводка подсистемы питания на двух платах немного различается, но в обоих случаях используется схема 5+1 фаза (для ГП и памяти), а в качестве контроллера применяется микросхема Volterra VT1165MF с возможностью программного управления напряжением.
Платы соединяются при помощи гибких SLI-мостиков, таких же, как были на 9800 GX2. За работу технологии SLI отвечает коммутатор PCI-E NF200-P. При наличии второй ASUS Mars их можно заставить работать в четырехпроцессорной связке Quad-SLI. Чипы NVIO2 отвечают за видеовыходы: первый – за пару разъемов DVI, а второй – за один HDMI (конструктивно NVIO2 объединяет в себе два RAMDAC, два контроллера Dual-Link DVI, а также контроллеры HDMI, DisplayPort и HDTV).
Система охлаждения тоже сконструирована на базе референса от 9800 GX2 и GTX 295, разве что у Mars она крупнее. Единый монолитный радиатор располагается посередине между чипами. Ребра радиатора соединяют две алюминиевые пластины, которые, в свою очередь, целиком закрывают печатные платы. Контакт с чипами обеспечивается через термопасту, а с памятью и силовыми элементами – через термопрокладки. В задней части радиатора смонтирован стандартный радиальный вентилятор, который прогоняет воздух через ребра и выбрасывает его через отверстия в задней панели и через воздушные каналы на верхнем торце радиатора. В отличие от 9800 GX2, кожух у Mars значительно проще. Он пластиковый и закрывает карту только спереди и с боков, оставляя всю обратную сторону оголенной. Также после установки кожуха видеокарта выходит за пределы двух слотов расширения и вторгается в пространство третьего. На верхней грани кожуха серийных ASUS Mars должен располагаться логотип серии «Republic of Games», но на данной карте его нет, поскольку она поставлялась в составе рабочей станции.
За счет использования полноценных чипов GT200b и вдвое большего объема памяти ASUS Mars обходила по производительности GTX 295 и выступала на уровне SLI-связки из двух GTX 285. Эта карта с легкостью справлялась с любыми играми своего времени, даже с известным «убийцей производительности» Crysis в разрешении FullHD.
![]() |
![]() |
Результаты получены на системе с процессором Core i7-4770K @ 4.3 ГГц
Характеристики ASUS Mars:
Чип | GT200b x2 |
Техпроцесс | 55 нм |
Шейдерные процессоры | 240 унифицированных x2 |
Блоки текстурирования (TMU) | 80 x2 |
Блоки растровых операций (ROP) | 32 x2 |
Частота GPU | 648 МГц |
Частота RAM | 1152 МГц GDDR3 |
Объем памяти | 2048 МБ x2 |
Шина памяти | 512 бит x2 |
Интерфейс | PCI-E 2.0 x16 |
Поддержка API | DirectX 10.0 и OpenGL 3.3 |
Скорость текстурирования | 41,48 Гпикс./сек |
Производительность (FP32) | 1417 Гфлопс |