Savage2000 (I-O Data GA-S2K32/PCI)

Релиз Savage2000 состоялся 30 августа 1999 года, всего за день до презентации Nvidia, на которой та представила первую видеокарту семейства GeForce. Такое стечение обстоятельств было явно не случайным, поскольку Nvidia тоже добавила в графический чип GeForce256 аппаратный блок T&L для задач трансформации вершин и вершинного освещения/закрашивания. Более того, Nvidia тогда же переопределила сам термин GPU, заявив, что микросхема может в полной мере называться графическим процессором только в том случае, если обладает встроенным блоком T&L. На самом же деле первой компанией, представившей публике графический процессор с T&L (S3TL), была именно S3. Её новый чипсет с маркировкой 86C410 лёг в основу видеокарты Savage2000, рекомендованная цена на которую составила $199.

Savage2000 – первая (и последняя) видеокарта от S3 Graphics со 128-битной шиной памяти и формальной поддержкой DirectX 7. В технологическом плане видеочип 86C410 был достаточно продвинутым для своего времени. Он мог похвастаться следующими особенностями 3D-конвейера:

  • полной поддержкой OpenGL; готовностью к работе с DirectX 7;
  • интегрированным движком трансформации и освещения вершин (S3TL);
  • поддержкой 8 источников освещения в OpenGL;
  • функцией балансировки загрузки ЦП;
  • аппаратным рельефным текстурированием;
  • полноэкранным сглаживанием;
  • 8-битным буфером трафарета и 16/24/32-битным Z-буфером.

Видеодвижок Savage также получил обновления и усовершенствования. В их числе:

  • третье поколение технологии компенсации движения для аппаратного декодирования DVD;
  • полная совместимость с VIP0 для всех разрешений стандарта HDTV;
  • поддержка интерфейса Microsoft DirectDraw7;
  • поддержка многооконного воспроизведения видео для конференций;
  • полностью программируемые настройки цветового тона, насыщенности, гаммы, контраста и яркости.

К сожалению, компанию S3 в очередной раз подкосило низкое качество драйверов. Удивительно, но к концу 1999 года у них ещё не был готов драйвер с поддержкой S3TL. Драйвер OpenGL ICD был выпущен только в середине января, а драйвер DirectX задержался аж до весны 2000 года. В компании S3 уверяли, что в этом нет ничего катастрофичного, ведь игры с поддержкой T&L на тот момент ещё попросту не успели выйти, однако сама ситуация с программной поддержкой удручала.

Провал Savage2000 наряду с большими финансовыми тратами на покупку компании Diamond в итоге довели S3 до реструктуризации и продажи графического подразделения S3 Graphics. В апреле 2000 года его активы были выкуплены компанией VIA, поскольку той требовались технологии и патенты для разработки встроенного графического ядра для своих чипсетов. Через 3 года VIA даже предприняла смелую попытку вернуться на рынок дискретной графики, но это уже совсем другая история.

Здесь представлена модификация Savage2000 под названием GA-S2K32/PCI от японской компании I-O Data Device. Видеокарта была анонсирована 7 сентября 2000 года, то есть уже после банкротства S3 Graphics, и продавалась на местном рынке по цене 29800 йен (примерно 7800 рублей по курсу того времени).

Сама компания I-O Data Device была основана в 1976 году Акио Хосоно (Akio Hosono) и занималась производством различных периферийных устройств для ПК, в том числе по OEM-заказам. Хотя её продукция поставлялась в разные страны мира, наибольшую популярность компания завоевала в Японии. Сегодня она в основном производит устройства видеозахвата и карты памяти.

Можно выделить три отличительные особенности GA-S2K32/PCI:

  1. Использование интерфейса PCI вместо более быстрого и современного AGP. Это, в частности, позволяет устанавливать данную видеокарту в материнские платы на чипсетах Intel 430VX/430TX или i810.
  2. Наличие цифрового видеовыхода DVI. Но имейте в виду, для использования этого интерфейса потребуется установить специальный драйвер от I-O Data.
  3. Поддержка линейки японских компьютеров NEC PC-9800.

Печатная плата покрыта красивой переливающейся маской зелёного цвета. В верхней части платы отпечатаны название модели и имя компании-производителя. Крупная надпись «MADE IN JAPAN» справа гарантирует, что при изготовлении видеокарты использовались качественные японские компоненты.

С лицевой стороны установлены 4 микросхемы памяти SDRAM от компании Winbond с маркировкой W986432AH-6. Время доступа в 6 нс соответствует частоте 166 МГц. Общий объём составляет 32 МБ. Память упакована в корпуса TSOP-II 86. Напряжения формируют два 3,5-амперных регулятора Sharp 05VY3H. За работу видеовыхода DVI отвечает контроллер Silicon Image Sil164CT64. Над ним расположена флешка BIOS с маркировкой LE28C1001AT-90 от, опять же, японской компании Sanyo. Примечательна она разве что нетипичным плоским корпусом TSOP32 (TYPE-I).

Графический процессор прочно заклеен квадратным радиатором с длиной стороны 40 мм. Причём на плате отсутствуют отверстия для якорных креплений (как это было у Savage4 Xtreme от Number Nine). Возможность установки и подключения вентилятора производителем также не предусмотрена. С обратной стороны платы можно обнаружить только пассивные компоненты и одну микросхему логики.

Результаты получены на системе с процессором AMD Phenom II X4 965 (Windows 98)

По игровой производительности Savage2000 уступал GeForce256 SDR. При использовании 16-битного цвета он демонстрировал результаты примерно на уровне RIVA TNT2 Ultra, Matrox G400 MAX и Voodoo3 3500. При 32-битном цвете дела у Savage2000 шли хуже, однако он всё равно обеспечивал достойный уровень производительности для игр своего времени, если опустить вопрос про драйверы. В тестах Futuremark при поддержке мощного процессора Phenom II результаты Savage2000 совсем не впечатляют – видеокарта оказывается медленнее RIVA TNT2 без суффикса Pro.

Характеристики I-O Data GA-S2K32/PCI:

Чип 86C410
Техпроцесс 0,18 мкм
Шейдерные процессоры 2 пиксельных
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 2
Частота GPU 125 МГц
Частота RAM 166 МГц SDR
Объем памяти 32 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI 2.1
Поддержка API DirectX 7.0, MeTaL, OpenGL 1.1
Скорость текстурирования 250 Мпикс./сек
Пропускная способность 8 млн. треуг./сек