GeForce GTX 295 (BFG H2O)

Первые ревизии графических процессоров GT200 производились по нормам 65 нм, из-за чего они были очень горячие, и о создании двухпроцессорной карты на их основе не могло быть и речи. Однако в конце декабря 2008 года Nvidia представила доработанную версию этого чипа, получившую название GT200b. Главным его отличием от оригинальной модели стал переход на более тонкий 55-нм техпроцесс, в результате чего удалось поднять рабочие частоты и снизить тепловыделение. Флагманскими продуктами, собственно и представившими публике обновленный процессор, стали одночиповая GeForce GTX 285 и двухчиповая GeForce GTX 295.

Nvidia нужно было обязательно обойти двухчиповую Radeon HD 4870 X2, представленную еще в августе 2008 года, поэтому процессоры GT200b в GTX 295 сохранили полноценную конфигурацию шейдерных процессоров: по 240 штук в каждом, однако сокращению подверглась шина памяти – она стала 448-битной, как и у GTX 260. Соответственно объем памяти также уменьшился с 1 ГБ до 896 МБ на каждый чип. Частота ядер у GTX 295 тоже была выбрана не случайно. 576 МГц – именно на такой частоте работала оригинальная GeForce GTX 260 на 65-нанометровом чипе GT200. Тем не менее этого было достаточно для обеспечения паритета по производительности с Radeon HD 4870. Инженеры Nvidia логично посчитали, что два чипа с такими же частотами, но с бóльшим количеством активных шейдерных процессоров уверенно обойдут связку из двух HD 4870 на одной плате. Так оно и случилось – GTX 295 завоевала титул самой производительной видеокарты и удерживала его вплоть до появления в продаже уникальной ASUS MARS.

С технической точки зрения конструкция GTX 295 очень во многом повторяла дизайн GeForce 9800 GX2: ее первая ревизия использовала такую же “бутербродную” компоновку из двух печатных плат с общей системой охлаждения посередине. Сохранились характерные вырезы в текстолите для забора воздуха вентилятором и механизм соединения плат при помощи двух гибких (и очень ненадежных) мостиков. Видно, что релиз карты готовился в спешке, поскольку в июне 2009 года Nvidia выпустила вторую ревизию, где оба чипа уже размещались на одной плате. С тех пор компания больше не возвращалась к двухплатным компоновкам.

 

 

Однако несмотря на более тонкий техпроцесс и урезанную шину памяти, суммарный показатель TDP у GTX 295 достиг отметки в 289 Вт, что на тот момент стало абсолютным рекордом для видеокарт. Для сравнения, TDP у HD 4870 X2 составлял 286 Вт. В итоге референсный кулер с большим трудом справлялся с отводом тепла и очень сильно шумел в нагрузке. По причине сильного нагрева многие двухплатные GTX 295 не дожили до наших дней. Уникальная компоновка видеокарты фактически ставила крест на создании альтернативных систем охлаждения, а модифицировать платы Nvidia не разрешала.

Но выход из ситуации все же был найден – компания BFG воспользовалась услугами американского производителя водоблоков, компании Danger Dan, и в феврале 2009 года представила версию GeForce GTX 295 H2O, предназначенную специально для владельцев контуров СВО. По сути, это была обычная референсная GTX 295, но с водоблоком вместо штатного воздушного кулера.

Стоит отметить, что компания BFG также предлагала своим покупателям программу Trade-Up. Суть ее в том, что с момента 100 дней после покупки новой видеокарты BFG пользователь мог заменить ее на более современную модель, доплатив лишь разницу в цене.

 

 

Ведущая плата оснащена разъемом PCI-E x16, имеет видеовыход HDMI и получает дополнительное питание через 6-контактный коннектор. Также на ней размещаются чип-коммутатор NF200, разъем SLI и зеленый светодиод, сигнализирующий о состоянии питания.

Ведомая плата лишена интерфейса PCI-E, однако имеет 8-контактный разъем дополнительного питания и два видеовыхода DVI. Светодиод питания здесь при работе горит синим. Две платы соединяются вместе гибкими шлейфами через два проприетарных разъема, которые у одной из плат находятся в верхней левой части, а у другой, соответственно, в нижней. 4-контактный коннектор для вентилятора, равно как и огромные вырезы в текстолите, при использовании водоблока оказываются совершенно лишними.

Подсистема питания у обеих плат одинаковая и выполнена по схеме 3+1 (ГП+память). Управляет питанием контроллер Volterra VT1165SFW. На каждой плате установлено по 14 микросхем памяти, причем все они находятся на лицевой стороне. Это вынужденная мера, ведь в противном случае они остались бы без охлаждения. Здесь используются 512-Мбитные микросхемы GDDR3 от Hynix с маркировкой H5RS5223CFR-N0C. Согласно спецификациям, их номинальная частота составляет 1000 (2000) МГц при напряжении питания в 2,05 В. Корпуса типа FBGA имеют размер 10×14мм.

Водоблок модели DD-GTX295 произведен знаменитой в прошлом, но ныне уже не существующей американской компанией Danger Dan. Он был представлен в январе 2009 года, примерно через месяц после анонса самой видеокарты. Стоит отметить, что в точности такие же водоблоки Danger Dan предлагала в розничной продаже по цене в $190.

 

 

Конструктивно он представляет собой “фуллкавер” (то есть водоблок полного покрытия) из двух соединенных вместе медных пластин, между которыми протекает хладагент. Толщина каждой пластины варьируется от 5 мм в основании контакта с ГП до 7,7 мм у площадок для микросхем памяти. Резонно, что при таких габаритах вес водоблока оказывается весьма немалым – 1627 грамм. Вес всей видеокарты в сборе немного превышает 2 кг. Оба медных основания выточены на фрезеровочном станке с ЧПУ из цельных кусков меди – следы фрезы на поверхности очень хорошо различимы и образуют своеобразные узоры. Водоблок контактирует с графическими процессорами и памятью через термопасту, а с силовыми элементами, RAMDAC и коммутатором SLI через 0,5-мм термопрокладки. В верхней части водоблока находятся заглушки, под которыми скрывается резьба для установки фитингов различных типоразмеров.

BFG GTX 295 H2O стоила $729 (для сравнения, референсная GTX 295 оценивалась в $499), и такая цена может показаться завышенной с учетом розничной цены водоблока, однако надбавку можно считать своего рода “платой за работу”, ведь пользователю не нужно самому разбирать референсную видеокарту, мазать термопасту на память, ставить прокладки на силовую часть и устанавливать водоблок, попутно лишаясь гарантии – все это за него уже сделала компания BFG.

Полноценно протестировать карту в 3D не удалось по причине отсутствия контура СВО, однако известно, что по чистой производительности в DirectX 10 она обходила не только Radeon HD 4870 X2, но даже и нового флагмана AMD – Radeon HD 5870 (хотя и лишь в отдельных приложениях с учетом хорошей работоспособности технологии SLI).

Характеристики BFG GTX 295 H2O:

Чип GT200b x2
Техпроцесс 55 нм
Шейдерные процессоры 240 унифицированных x2
Блоки текстурирования (TMU) 80 x2
Блоки растровых операций (ROP) 28 x2
Частота GPU 576 МГц
Частота RAM 999 (1998) МГц GDDR3
Объем памяти 896 МБ x2
Шина памяти 448 бит x2
Интерфейс PCI-E 2.0 x16
Поддержка API DirectX 10.0 и OpenGL 3.3
Скорость текстурирования 32,26 Гпикс./сек
Производительность (FP32) 1192,4 Гфлопс

Скачать BIOS BFG GTX 295 H2O

Спасибо Александру CoolTweak за предоставленную видеокарту BFG GTX 295 H2O!