GeForce GTX 295 (BFG H2O)
Первые ревизии графических процессоров GT200 производились по нормам 65 нм, из-за чего они были очень горячие, и о создании двухпроцессорной карты на их основе не могло быть и речи. Однако в конце декабря 2008 года Nvidia представила доработанную версию этого чипа, получившую название GT200b. Главным его отличием от оригинальной модели стал переход на более тонкий 55-нм техпроцесс, в результате чего удалось поднять рабочие частоты и снизить тепловыделение. Флагманскими продуктами, собственно и представившими публике обновленный процессор, стали одночиповая GeForce GTX 285 и двухчиповая GeForce GTX 295.
Nvidia нужно было обязательно обойти двухчиповую Radeon HD 4870 X2, представленную еще в августе 2008 года, поэтому процессоры GT200b в GTX 295 сохранили полноценную конфигурацию шейдерных процессоров: по 240 штук в каждом, однако сокращению подверглась шина памяти – она стала 448-битной, как и у GTX 260. Соответственно объем памяти также уменьшился с 1 ГБ до 896 МБ на каждый чип. Частота ядер у GTX 295 тоже была выбрана не случайно. 576 МГц – именно на такой частоте работала оригинальная GeForce GTX 260 на 65-нанометровом чипе GT200. Тем не менее этого было достаточно для обеспечения паритета по производительности с Radeon HD 4870. Инженеры Nvidia логично посчитали, что два чипа с такими же частотами, но с бóльшим количеством активных шейдерных процессоров уверенно обойдут связку из двух HD 4870 на одной плате. Так оно и случилось – GTX 295 завоевала титул самой производительной видеокарты и удерживала его вплоть до появления в продаже уникальной ASUS MARS.
С технической точки зрения конструкция GTX 295 очень во многом повторяла дизайн GeForce 9800 GX2: ее первая ревизия использовала такую же «бутербродную» компоновку из двух печатных плат с общей системой охлаждения посередине. Сохранились характерные вырезы в текстолите для забора воздуха вентилятором и механизм соединения плат при помощи двух гибких (и очень ненадежных) мостиков. Видно, что релиз карты готовился в спешке, поскольку в июне 2009 года Nvidia выпустила вторую ревизию, где оба чипа уже размещались на одной плате. С тех пор компания больше не возвращалась к двухплатным компоновкам.
Однако несмотря на более тонкий техпроцесс и урезанную шину памяти, суммарный показатель TDP у GTX 295 достиг отметки в 289 Вт, что на тот момент стало абсолютным рекордом для видеокарт. Для сравнения, TDP у HD 4870 X2 составлял 286 Вт. В итоге референсный кулер с большим трудом справлялся с отводом тепла и очень сильно шумел в нагрузке. По причине сильного нагрева многие двухплатные GTX 295 не дожили до наших дней. Уникальная компоновка видеокарты фактически ставила крест на создании альтернативных систем охлаждения, а модифицировать платы Nvidia не разрешала.
Но выход из ситуации все же был найден – компания BFG воспользовалась услугами американского производителя водоблоков, компании Danger Dan, и в феврале 2009 года представила версию GeForce GTX 295 H2O, предназначенную специально для владельцев контуров СВО. По сути, это была обычная референсная GTX 295, но с водоблоком вместо штатного воздушного кулера.
Стоит отметить, что компания BFG также предлагала своим покупателям программу Trade-Up. Суть ее в том, что с момента 100 дней после покупки новой видеокарты BFG пользователь мог заменить ее на более современную модель, доплатив лишь разницу в цене.
Ведущая плата оснащена разъемом PCI-E x16, имеет видеовыход HDMI и получает дополнительное питание через 6-контактный коннектор. Также на ней размещаются чип-коммутатор NF200, разъем SLI и зеленый светодиод, сигнализирующий о состоянии питания.
Ведомая плата лишена интерфейса PCI-E, однако имеет 8-контактный разъем дополнительного питания и два видеовыхода DVI. Светодиод питания здесь при работе горит синим. Две платы соединяются вместе гибкими шлейфами через два проприетарных разъема, которые у одной из плат находятся в верхней левой части, а у другой, соответственно, в нижней. 4-контактный коннектор для вентилятора, равно как и огромные вырезы в текстолите, при использовании водоблока оказываются совершенно лишними.
Подсистема питания у обеих плат одинаковая и выполнена по схеме 3+1 (ГП+память). Управляет питанием контроллер Volterra VT1165SFW. На каждой плате установлено по 14 микросхем памяти, причем все они находятся на лицевой стороне. Это вынужденная мера, ведь в противном случае они остались бы без охлаждения. Здесь используются 512-Мбитные микросхемы GDDR3 от Hynix с маркировкой H5RS5223CFR-N0C. Согласно спецификациям, их номинальная частота составляет 1000 (2000) МГц при напряжении питания в 2,05 В. Корпуса типа FBGA имеют размер 10×14мм.
Водоблок модели DD-GTX295 произведен знаменитой в прошлом, но ныне уже не существующей американской компанией Danger Dan. Он был представлен в январе 2009 года, примерно через месяц после анонса самой видеокарты. Стоит отметить, что в точности такие же водоблоки Danger Dan предлагала в розничной продаже по цене в $190.
Конструктивно он представляет собой «фуллкавер» (то есть водоблок полного покрытия) из двух соединенных вместе медных пластин, между которыми протекает хладагент. Толщина каждой пластины варьируется от 5 мм в основании контакта с ГП до 7,7 мм у площадок для микросхем памяти. Резонно, что при таких габаритах вес водоблока оказывается весьма немалым – 1627 грамм. Вес всей видеокарты в сборе немного превышает 2 кг. Оба медных основания выточены на фрезеровочном станке с ЧПУ из цельных кусков меди – следы фрезы на поверхности очень хорошо различимы и образуют своеобразные узоры. Водоблок контактирует с графическими процессорами и памятью через термопасту, а с силовыми элементами, RAMDAC и коммутатором SLI через 0,5-мм термопрокладки. В верхней части водоблока находятся заглушки, под которыми скрывается резьба для установки фитингов различных типоразмеров.
BFG GTX 295 H2O стоила $729 (для сравнения, референсная GTX 295 оценивалась в $499), и такая цена может показаться завышенной с учетом розничной цены водоблока, однако надбавку можно считать своего рода «платой за работу», ведь пользователю не нужно самому разбирать референсную видеокарту, мазать термопасту на память, ставить прокладки на силовую часть и устанавливать водоблок, попутно лишаясь гарантии – все это за него уже сделала компания BFG.
Полноценно протестировать карту в 3D не удалось по причине отсутствия контура СВО, однако известно, что по чистой производительности в DirectX 10 она обходила не только Radeon HD 4870 X2, но даже и нового флагмана AMD – Radeon HD 5870 (хотя и лишь в отдельных приложениях с учетом хорошей работоспособности технологии SLI).
Характеристики BFG GTX 295 H2O:
Чип | GT200b x2 |
Техпроцесс | 55 нм |
Шейдерные процессоры | 240 унифицированных x2 |
Блоки текстурирования (TMU) | 80 x2 |
Блоки растровых операций (ROP) | 28 x2 |
Частота GPU | 576 МГц |
Частота RAM | 999 (1998) МГц GDDR3 |
Объем памяти | 896 МБ x2 |
Шина памяти | 448 бит x2 |
Интерфейс | PCI-E 2.0 x16 |
Поддержка API | DirectX 10.0 и OpenGL 3.3 |
Скорость текстурирования | 32,26 Гпикс./сек |
Производительность (FP32) | 1192,4 Гфлопс |
Спасибо Александру CoolTweak за предоставленную видеокарту BFG GTX 295 H2O!