ViRGE/DX (S3 и Canopus PowerWindow DX)
Первые представители серии S3 ViRGE (Virtual Reality Graphics Engine, графический движок виртуальной реальности), основанные на чипе 86C325, были анонсированы 13 ноября 1995 и поступили в продажу в начале 1996 года. В конце октября семейство пополнили модели ViRGE/DX и ViRGE/GX, а в начале 1997 года появилась версия GX2, обладавшая поддержкой шины AGP.
S3 ViRGE/DX построена на 64-разрядном процессоре 86C375, обладающем поддержкой 3D-ускорения. Преобразователь RAMDAC встроен в чип и функционирует на частоте 170 МГц (против 135 МГц у базовой модели ViRGE).
S3 ViRGE поддерживает API Direct3D и собственный S3D, а также движки BRender и RenderWare. Изначально видеокарты ViRGE были лишены возможности работать с OpenGL, однако впоследствии поддержка этого API была добавлена через враппер (но с потерей производительности). Некоторые карты комплектовались ТВ-выходом, который позволял использовать телевизор вместо VGA-монитора, а стандартный набор фильтров улучшал качество картинки на телеэкране. При наличии на борту достаточного объема памяти видеокарты ViRGE могут работать в следующих режимах:
- 1600×1200 (16 цветов);
- 1280×1024 (256 цветов) при частоте обновления 75 Гц;
- 1024×768 (65 тыс. цветов) при частоте обновления 75 Гц;
- 800×600 (16 млн. цветов) при частоте обновления 75 Гц.
Все видеокарты серии ViRGE обладали очень невысокой производительностью в 3D. При простом 3D-рендеринге, включающем только наложение текстур, ViRGE был немного быстрее программного режима (Software), но при активации коррекции перспективы, билинейной фильтрации и других дополнительных операций частота кадров падала ниже приемлемого значения. Из-за этого чип ViRGE даже прозвали “3D-замедлителем”.
Истинный производитель первой карты в коллекции остается неизвестен. Она построена на компактной жёлтой плате, где бόльшая часть места выделена под память. Всего здесь распаяны 4 микросхемы EDO DRAM производства National Semiconductor с маркировкой T224162B-35J. Суммарный объем памяти составляет 2 МБ. Данная память обладает временем цикла в 35 нс и референсной частотой 83 МГц, однако частоты ГП и памяти у ViRGE синхронизированы на отметке в 61 МГц. На плате также присутствуют четыре свободные “кроватки”, позволяющие увеличить объем памяти до 4 МБ. В верхней части платы установлен стандартный 26-пиновый разъем LPB, предназначенный для подключения к видеокарте внешних декодеров (например, для кодека MPEG-2).
Характеристики S3 ViRGE DX:
Чип | 86C375 |
Техпроцесс | 0,45 мкм |
Шейдерные процессоры | 1 пиксельный |
Блоки текстурирования (TMU) | 1 |
Блоки растровых операций (ROP) | 1 |
Частота GPU | 61 МГц |
Частота RAM | 61 МГц EDO |
Объем памяти | 2 МБ |
Шина памяти | 64 бита |
Интерфейс | PCI 2.1 |
Поддержка API | Direct3D, S3D |
Скорость закраски в 2D | 136 Мпикс./сек |
Пропускная способность | 0,3 млн. треуг./сек |
Производителем второй S3 ViRGE/DX под названием PowerWindow DX G32 является компания Canopus. Изначально эта модель была выпущена в марте 1997 года и продавалась на японском рынке по цене в 28800 йен.
Видеокарта выполнена на зелёной печатной плате, у которой вся левая часть отведена под установку опционального видеодекодера SAA7110 и элементов его обвязки. Соответственно, на левой грани присутствуют вакантные места под разъемы S-Video и RGB. С каждой стороны платы распаяно по четыре микросхемы памяти типа EDO от OKI Semiconductor, что дает суммарный объем 4 МБ. Маркировка M5416258A-35JS указывает на время полного цикла в 35 нс.
S3 ViRGE DX | Power Windows DX |
Результаты получены на процессоре Intel Celeron Tualatin 1.4 ГГц
Для проверки скорости (и качества) работы обеих вариаций ViRGE DX в 2D использовались тесты DirectDraw бенчмарка WinBench 99. Несмотря на наличие у карты от Canopus вдвое бόльшего объема памяти, это практически никак не сказалось на производительности. При этом скорость закраски более 130 Мпикселей в секунду для разрешения 800×600 можно назвать очень хорошим показателем.
Характеристики Canopus Power Window DX:
Чип | 86C375 |
Техпроцесс | 0,45 мкм |
Шейдерные процессоры | 1 пиксельный |
Блоки текстурирования (TMU) | 1 |
Блоки растровых операций (ROP) | 1 |
Частота GPU | 69 МГц |
Частота RAM | 69 МГц EDO |
Объем памяти | 4 МБ |
Шина памяти | 64 бита |
Интерфейс | PCI 2.1 |
Поддержка API | Direct3D, S3D |
Скорость закраски в 2D | 137 Мпикс./сек |
Пропускная способность | 0,33 млн. треуг./сек |