Tornado 3000 AGP

tornado_3000-perspective

Tornado 3000 – профессиональная графическая карта, основанная на чипе E&S REALimage 3000 и представленная 18 марта 1999 года наряду с младшим решением Lightning 1200.

Видеокарта лишена встроенного блока обработки геометрии, так что графический чип занимается только растеризацией и обработкой пикселов. Понимая, что в таком случае баланс производительности окажется смещен, и геометрическая нагрузка ляжет на ЦП, который в итоге станет узким местом, компания E&S разработала фирменную технологию DYNAMICgeometry. Она работает через драйвер, использует встроенные в процессор инструкции SSE и оптимизирует геометрические вычисления за счет их распараллеливания.

Аппаратные возможности по работе с 3D у чипов REALimage довольно внушительны для своего времени. К ним относятся:

  • аппаратное затенение по Гуро;
  • полноэкранное сглаживание;
  • коррекция перспективы;
  • попиксельная коррекция глубины (Z).

Отличительная особенность акселераторов Evans & Sutherland заключается в использовании на одной плате сразу двух типов памяти: кадровый буфер хранится в микросхемах 3D-RAM, а текстурам отведена память CDRAM. С каждой стороны платы распаяно по 12 микросхем памяти 3D-RAM и по 8 микросхем CDRAM производства Mitsubishi Electric Semiconductor. 3D-RAM имеет маркировку M5M410092CFP-10 и работает на частоте 100/83 МГц. Маркировка CDRAM гласит M5M4V16169DTP-8, что указывает на время доступа 8нс для SRAM и 80нс для DRAM.

 

tornado_3000-top

 

3DRAM – это двухпортовая память со своей собственной встроенной логикой. Она обеспечивает выполнение шести параллельных операций: растеризации, альфа-смешивания, тестов глубины и шаблонов, а также маскирования битов и заполнения блоков. CDRAM, в свою очередь, представляет собой обычную SDRAM, но со встроенным дополнительным кэш-буфером.

Основная сфера применения видеокарт от E&S, где они считались удачным выбором и пользовались популярностью, это создание компьютерной анимации и видеороликов со спецэффектами. Кроме того, эти карты лежали в основе множества различных военных тренажеров, работавших с технологией виртуальной реальности.

Tornado 3000 обладает поддержкой двух мониторов с подключением по VGA и максимальным разрешением 1920×1200 при частоте 76 Гц. Присутствует также выход AV-Out для телевизора. Удивительно, но чип REALimage 3000 не имеет встроенного RAMDAC, так что на плате распаяны два внешних преобразователя от Texas Instruments: TVP3026 и TVP3030.

На момент анонса Tornado 3000 оценивалась примерно в $1900. Что же касается производительности, то на Tornado 3000 можно играть в Quake 3 при разрешении 800×600, 16-битном цвете и со средним качеством текстур и геометрии. Провести полноценное тестирование в 3DMark2000/2001 не удалось, поскольку пакеты отказались запускаться, сославшись на несоответствие системы минимальным требованиям.

Характеристики E&S Tornado 3000:

Чип REALimage 3000
Техпроцесс 0,25мкм
Шейдерные процессоры 2 пиксельных
Блоки текстурирования (TMU) 2
Блоки растровых операций (ROP) 2
Частота GPU 100 МГц
Частота RAM 100/83 МГц и 100 МГц
Объем памяти 30 МБ 3DRAM и 32 МБ CDRAM
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2x
Поддержка API DirectX 7 и OpenGL 1.1
Скорость текстурирования 160 Мпикс./сек
Пропускная способность 4 млн. треуг./сек