Radeon 8500 (Gigabyte Maya AP64D-H)

После того, как компания ATI дала карт-бланш своим партнёрам на выпуск видеокарт собственного дизайна, рынок буквально заполонили различные модификации Radeon линеек 7000 и 8000. Такие карты маркировались как «Powered by ATI» и зачастую работали на пониженных частотах.

14 августа 2001 года компания ATI анонсировала сразу два новых чипсета:

  • флагманский R200 для Radeon 8500 получил два вершинных конвейера, поддержку библиотек DirectX 8.1 и программируемые пиксельные шейдеры;
  • средне-бюджетный RV200 для Radeon 7500, по сути, стал доработанной и переведённой на более тонкий техпроцесс версией R100.

Вслед за PC Partner (бренд Sapphire) и C.P.Technology (бренд PowerColor) компания Gigabyte тоже захотела стать партнёром ATI. Прежде она выпускала видеокарты на чипах 3dfx и Nvidia (на синих печатных платах), но в конце декабря 2001 года представила семейство видеокарт Maya собственного дизайна, названное так в честь древней цивилизации Мексики и Гватемалы. Изначально туда вошли 4 модели:

  • AG32S – модификация Rage128 Pro,
  • AV64S-T – модификация Radeon 7000,
  • AR64S-H / T – модификации Radeon 7500 / 7500 LE соответственно.

Как нетрудно заметить, семейство у Gigabyte получилось без главы, то есть без флагмана. Но очень скоро, уже в апреле 2002 года, компания исправила это недоразумение и представила две модификации Radeon 8500: AP64D и AP64D-H, а также одну собственную версию Radeon 8500 LE: AP128DG-H. Первые две имели по 64 МБ памяти и различались частотами. Третья же карта обладала 128-ю МБ памяти GDDR, упакованной в более современные корпуса типа BGA, но имела сниженные до 250 МГц частоты по ядру и памяти. Все три «индейца Майя» были построены на красных печатных платах собственного дизайна, хотя по компоновке элементов они во многом повторяли оригинал от ATI.

Полное название представленной здесь видеокарты – Gigabyte MAYA AP64D-H Radeon 8500 Deluxe, что для краткости можно сократить до Maya AP64D. Отличительный признак этой модификации Radeon 8500 – наличие с правой стороны печатной платы своего рода «пуповины» – пустой текстолитовой полоски с отмеченными местами разлома, которую обычно удаляют на заводе при вырезании плат из большого листа текстолита.

На плате установлено 8 микросхем памяти GDDR от компании Hynix, по 4 с каждой стороны. Суммарный их объём составляет 64 МБ. Маркировка HY5DV641622AT-4 говорит о времени выборки 4 нс, что соответствует штатной частоте 250 (500) МГц. Это странно, потому что здесь должна стоять более быстрая память с временем выборки 3.6 нс. Видимо, Gigabyte решила сэкономить на памяти, а разницу в частотах устранить при помощи заводского разгона до 275 (550) МГц. Форм-фактор корпусов памяти – стандартный 400mil TSOP-II 66. Напряжение питания Vdd составляет 3.3 В.

Посередине между графическим процессором и видеовыходами расположен чип ATI Rage Theater 213RT1ZUA43, отвечающий за работу технологии ввода/вывода видеопотока VIVO (Video Input Video Output). Технически он способен не только выводить картинку на телевизор, но и захватывать полноразмерное изображение стандартов PAL или NTSC, однако в видеокартах Radeon 8500 его функционал искусственно ограничен только функциями Video-Out. Для работы с видеозахватом ATI предлагала «ТВ-комбайны» семейства All-in-Wonder.

Рядом с Rage Theater расположен перевёрнутый на 180° 10-битный высокоскоростной RAMDAC Analog Devices ADV7123, работающий на частоте 330 МГц. Как нетрудно догадаться, он отвечает за аналоговый вывод изображения. Подсистема питания MAYA AP64D-H построена на 50-ваттных N-канальных мосфетах Anpec APM3055L. В качестве управляющей микросхемы здесь использован 5-битный программируемый синхронный контроллер National Semiconductor LM2636M. Он принимает VID-коды от процессора и в соответствии с ними выставляет требуемое напряжение в диапазоне от 1,3 В до 3,5 В.

Система охлаждения достаточно внушительная для чипсета R200. Кроме того, приятно видеть, что производитель озаботился качественным теплоотводом от памяти. Лицевую сторону платы закрывает массивный серебристый радиатор с отличительным вырезом под крупный конденсатор. Монолитный радиатор выполнен из алюминия и контактирует с чипом и четырьмя микросхемами памяти через термопасту. В левом нижнем углу радиатора разместился 45-мм вентилятор. У данного экземпляра MAYA AP64D-H оригинальный вентилятор, видимо, давно вышел из строя, поэтому был заменён предыдущим владельцем на вентилятор Exegate Mirage 50x10S. Из-за отсутствия на его рамке мест под винтовое крепление, вентилятор пришлось приклеить к радиатору.

 

 

С обратной стороны платы имеется отдельный низкопрофильный радиатор, предназначенный для охлаждения памяти и маленькой квадратной области текстолита под чипом. Изначально в качестве термоинтерфейса здесь тоже применялась термопаста, однако при обслуживании СО она была заменена на более практичные термопрокладки Arctic толщиной 0,5 мм.

Хотя формальной датой анонса Radeon 8500 является 14 августа, на тот момент времени компания ATI испытывала серьезные затруднения с работой новых драйверов с поддержкой чипа R200. На устранение основных проблем ей потребовалось ещё два месяца, так что в руках обзорщиков карты появились лишь в октябре 2001 года. Тогда же компания Nvidia выпустила GeForce3 Ti 500 – достойного соперника для Radeon 8500. К сожалению, из-за плохого качества драйверов выбор между этими двумя флагманами практически безальтернативно приводил покупателя в «зелёный лагерь».

 

Результаты получены на системе с процессором AMD Phenom II X4 965

 

Radeon 8500 показывала свой архитектурный потенциал при задействовании расширенных функций пиксельных и вершинных шейдеров, но уступала GeForce 3 Ti 500 в играх, использующих OpenGL или DirectX 7. Вдобавок GeForce 3 прекрасно справлялась с обработкой сглаживания и анизотропной фильтрации, чем не могла похвастаться Radeon. К релизу Gigabyte Maya в апреле 2002 года ситуация с драйверами улучшилась. В современных условиях, когда все проблемы давно остались в прошлом, и центральный процессор никак не ограничивает потенциал видеокарты, результаты Radeon 8500 и GeForce 3 Ti 500 в бенчмарках оказываются очень близкими.

 

 

Характеристики Gigabyte Maya AP64D-H Radeon 8500 Deluxe:

Чип R200
Техпроцесс 0,15 мкм
Шейдерные процессоры 4 пиксельных, 2 вершинных
Блоки текстурирования (TMU) 8
Блоки растровых операций (ROP) 4
Частота GPU 275 МГц
Частота RAM 275 (550) МГц DDR
Объем памяти 64 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 8x
Поддержка API DirectX 8.1 и OpenGL 1.4
Скорость текстурирования 1100 Мпикс./сек
Скорость обработки геометрии 137,5 млн. вершин/сек

Спасибо Виктору «Visionaire» за предоставленную видеокарту Gigabyte Maya AP64D-H!

Результаты оригинальных тестов из 2002 года можно оценить здесь: https://www.ixbt.com/video/giga-r8500.shtml