GeForce 6200 AGP (Zotac) [BOX]
Как это часто бывает с бюджетными видеокартами, у младшего представителя серии Nvidia GeForce 6000 существовало множество непохожих друг на друга вариаций. Так, самая первая модель GeForce 6200 была выпущена еще в декабре 2003 года, но по факту она оказалась всего лишь переименованной MX440-8x с урезанной до 64 бит шиной памяти.
Оригинальная GeForce 6200 под шину PCI-E была представлена 11 октября 2004 года и замкнула семейство носителей архитектуры Curie. Она была построена на чипе NV43 – таком же, как и в видеокартах среднего класса GeForce 6600 GT, однако здесь он лишился половины пиксельных конвейеров, а память типа GDDR3 уступила место более простой GDDR с частотой 275 (550) МГц. Вдобавок, у GeForce 6200 была принудительно отключена поддержка SLI и технологий компрессии цвета и буфера глубины. Важно отметить, что шина памяти осталась 128-битной. Рекомендованная цена такой GeForce 6200 составила $129.
17 декабря 2004 года Nvidia представила уникальную в своём роде модификацию GeForce 6200 Turbo Cache, которая была построена на новом ядре NV44 и рассчитана на работу с системной оперативной памятью. Объём набортной ОЗУ у неё мог варьироваться от 16 МБ (в виде единственной, хотя и довольно быстрой микросхемы GDDR с частотой 700 МГц) до 64 МБ, но зато и цена самой дешёвой GeForce 6200 Turbo Cache составляла всего $79. Шина памяти в чипе NV44 подверглась урезанию со 128 до 64 бит, а при наличии единственной микросхемы памяти она и вовсе сокращалась до 32 бит.
Ещё одна модификация GeForce 6200, на этот раз с суффиксом LE, была анонсирована 4 апреля 2005 года. Она тоже получила ядро NV44, где физически не осталось заблокированных функциональных блоков. В основном GeForce 6200 LE выпускались с памятью GDDR объёмом 128 МБ, хотя на некоторых модификациях вместо неё устанавливались 64 МБ DDR2. Использование специализированного компактного кристалла положительно сказалось на цене, в результате чего GeForce 6200 LE можно было приобрести всего за $42.
В тот же день, 4 апреля 2005 года, была представлена еще и версия GeForce 6200 AGP (без суффикса LE), оснащённая 256 МБ памяти типа GDDR2. Она предлагалась по цене в $60-70 и в итоге оказалась настоящим долгожителем: партнеры Nvidia продолжали их выпуск вплоть до 2008 года. Данная версия GeForce 6200 AGP от компании Zotac как раз относится к позднему периоду существования архитектуры Curie на рынке.
На лицевой стороне пожелтевшей от времени коробки изображен пререндеренный трехмерный персонаж. Помимо названия и основных особенностей видеокарты внимание тут привлекает стикер «Certified for Windows Vista», указывающий на совместимость GeForce 6200 AGP с этой операционной системой. С обратной стороны коробки приводится маркетинговая информация о поддержке картой технологии ускорения воспроизведения видео Nvidia PureVideo HD и концепции Nvidia «The way it’s meant to be played», предполагающей оптимизацию игр под видеокарты компании. Ещё здесь во второй раз упоминается о наилучшей приспособленности карты для работы в ОС Windows Vista. Учитывая, что Vista была выпущена 30 января 2007 года, можно предположить, что данная версия GeForce 6200 AGP произведена приблизительно в середине или в конце того же года.
Комплект поставки максимально скромный, что не удивительно для бюджетной видеокарты. В коробке можно найти руководство пользователя, руководство по быстрой установке и гарантийному обслуживанию, диск с драйверами и фирменную наклейку Zotac на корпус ПК.
Видеокарта построена на компактной низкопрофильной печатной плате синего цвета. Подсистемы питания ГП и памяти однофазные, причем использование твердотельных электролитических конденсаторов также косвенно указывает на более позднюю дату выпуска данной модели GeForce 6200 AGP. Чип NV44 содержит всего 77 млн. транзисторов, размещенных на площади в 110 мм2, но при этом обладает встроенным контроллером шины AGP – поэтому в отличие от NV43 ему не требуется наличие моста HSI. Как и прочие представители архитектуры Curie, NV44 умеет обрабатывать пиксельные шейдеры версии 3.0, хотя с учетом крайне невысокой его производительности такая опция здесь является скорее формальной.
Задняя панель видеокарты имеет характерный для продукции Zotac загнутый «язычок», на котором располагается стикер с информацией о модели и штрих-кодом. Для защиты от коррозии и придания карте вида более дорогого продукта на заднюю панель и металлические корпуса видеовыходов DVI, VGA и S-Video нанесено черное гальваническое покрытие.
256 МБ памяти типа gDDR2 набраны четырьмя 512-Мбитными микросхемами Samsung с маркировкой K4N51163QZ-HC25. Они выполнены в форм-факторе 84-ball FBGA и способны функционировать на частое 400 (800) МГц при напряжении 1.8 В. Однако у Zotac 6200 AGP эта память работает на гораздо более скромной частоте в 266 (533) МГц, что оставляет огромный задел для разгона.
За охлаждение графического процессора отвечает пассивный алюминиевый радиатор с невысокими ребрами. Центральное ребро имеет широкий Т-образный профиль, на котором написано название фирмы-производителя. Запаса эффективности такого охлаждения хватает, чтобы удерживать температуру чипа при 3D-нагрузке в районе 70°C.
Результаты получены на процессоре AMD Phenom II X4 965
Очень низкая штатная частота памяти и урезанная до 64 бит шина серьезно «душат» производительность GeForce 6200 AGP. В итоге карта показывает результат, сравнимый с MX 460, FX 5200 и Radeon 9200. Если в 2005 году похожую видеокарту ещё можно было приспособить для старых игр на бюджетной системе, то в 2007 ни о каком игровом применении уже, конечно же, не могло быть и речи. Перед нами довольно качественно сделанная «затычка» для платформ на шине AGP, которая была призвана еще чуть-чуть продлить им жизнь в эпоху царствования унифицированных шейдерных архитектур.
Характеристики Zotac GeForce 6200 AGP:
Чип | NV44 A1 |
Техпроцесс | 0,11 мкм |
Шейдерные процессоры | 4 пиксельных, 3 вершинных |
Блоки текстурирования (TMU) | 4 |
Блоки растровых операций (ROP) | 4 |
Частота GPU | 350 МГц |
Частота RAM | 266 (533) МГц GDDR2 |
Объем памяти | 256 МБ |
Шина памяти | 64 бита |
Интерфейс | AGP 3.0 8x |
Поддержка API | DirectX 9.0c и OpenGL 2.1 |
Скорость текстурирования | 700 Мпикс./сек |
Скорость обработки геометрии | 262,5 млн. вершин./с |