i740
Первым графическим чипсетом от компании Intel стал i740 (получивший кодовое имя Auburn). Он был представлен 12 февраля 1998 года, а цена на дискретную видеокарту на его основе составляла $289.
i740 был разработан так, чтобы максимально задействовать преимущества шины AGP. В то время, как многие конкуренты все еще использовали интерфейс PCI, AGP-версия i740 выделялась среди них своим уникальным набором характеристик. Этот чипсет задействовал набортную память эксклюзивно для хранения кадрового буфера, тогда как все текстуры размещались в основной системой памяти. В те времена большинство 3D-ускорителей использовало ресурсы ЦП для установки треугольников и геометрических расчетов, а затем принимало результаты вычислений для дальнейшего наложения текстур и применения билинейной фильтрации. Оставляя данные в системной памяти и предоставляя видеокарте высокоскоростной канал передачи, можно было улучшить производительность и одновременно с этим сократить общее количество памяти в системе.
Ключевая особенность i740 заключалась также в технологии точной попиксельной интерполяции, которая использовалась, чтобы убедиться в правдоподобности визуализации треугольников. Чип производил расчет и пересчет ключевых коэффициентов растеризации треугольника (положение по x, y, z, каналы цвета, туман, альфа-канал, текстурные координаты и уровни детализации) для каждого пиксела. В результате качество выходного изображения оказывалось выше, чем при единичном расчете этих параметров для всего треугольника.
С технической стороны i740 поддерживает API DirectX 5 и умеет аппаратно ускорять видео MPEG-2 (DVD). Благодаря интегрированному RAMDAC с частотой 220 МГц максимальное разрешение составляет 1600×1200 пикселей при 256-цветной палитре и частоте обновления монитора 70-75 Гц.
Поскольку тепловыделение i740 составляет всего 6 Вт, чип обходится простым пассивным радиатором. С лицевой стороны платы распаяны 4 микросхемы памяти SGRAM от EliteMT. Судя по маркировке M32L1632512A-8Q, это одна из самых медленных модификаций данной памяти. Время выборки составляет 8 нс, а штатная частота – 125 МГц. Впрочем, реальная частота работы памяти ограничена отметкой в 100 МГц.
Среди 3D-технологий можно отметить:
- Видеотекстурирование в реальном времени;
- Поддержку 16-битного цвета, двойной буферизации и Z-буферизации;
- Билинейный и трилинейный мип-мэппинг;
- Поддержку текстур с коррекцией перспективы;
- Затенение по Гуро;
- Альфа-смешивание и поддержку отрисовки тумана;
- Анти-альясинг и дизеринг;
- Поддержку изображений из повторяющихся шаблонов и эффекта прозрачности;
- Отсечение невидимых линий;
- Управление цветовой рирпроекцией;
В апреле 1999 года Intel анонсировала двух преемников i740: чипы i752 (Portola) и i754 (Coloma). Они должны были предложить поддержку мультитекстурирования, анизотропной фильтрации и компенсации движения при декодировании MPEG-2 и научиться работать с интерфейсом DVI, однако i754 отменили, а i752 был выпущен очень ограниченным тиражом и не показал существенного роста производительности относительно своего предшественника. Не секрет, что по этому критически важному параметру i740 явно не блистал, в два раза уступая в 3D-играх и бенчмарках видеокартам Nvidia RIVA TNT и 3dfx Voodoo2.
Результаты получены на Celeron Mendocino 500 МГц
Характеристики Intel i740:
Чип | Auburn |
Техпроцесс | 0,350мкм |
Шейдерные процессоры | 1 пиксельный |
Блоки текстурирования (TMU) | 1 |
Блоки растровых операций (ROP) | 1 |
Частота GPU | 66 МГц |
Частота RAM | 100 МГц SGRAM |
Объем памяти | 8 МБ |
Шина памяти | 64 бит |
Интерфейс | AGP 2x |
Поддержка API | DirectX 5, OpenGL 1.1 |
Скорость текстурирования | 66,7 Мпикс./сек |
Пропускная способность | 1,1 млн. треуг./сек |