GeForce 8800 Ultra
Официальный анонс GeForce 8800 Ultra состоялся 2 мая 2007 года. Изначально компания Nvidia намеревалась выпустить GeForce 8800 Ultra для упреждающего удара по AMD с её новым чипом R600, но поскольку последний в своей максимальной конфигурации оказался в состоянии конкурировать только с GeForce 8800 GTS, новоиспечённая Ultra просто стала ускоренной версией 8800 GTX, заняв верхнюю строчку в линейке видеокарт компании. Рекомендованная цена GeForce 8800 Ultra на старте продаж превысила $830! Сегодня на волне тотального дефицита видеокарт такая цена за флагман выглядит смешно, но тогда это был абсолютный антирекорд, заткнувший за пояс GeForce 6800 Ultra 512.
Поскольку конкурент в лице AMD ничем не угрожал лидерству 8800 Ultra, частоту её ядра было решено снизить с планируемых 650 МГц до 612 МГц. Благодаря новой ревизии чипа G80 A3, подъём частоты относительно 8800 GTX оказался безболезненным, ведь энергопотребление A3 по сравнению с A2 снизилось на 2 Вт, а разгонный потенциал увеличился. Также было решено понизить напряжение на памяти, чтобы ещё сильнее уменьшить общее энергопотребление видеокарты. Итоговое значение TDP составило 193 Вт, а «выигрыш» по сравнению с 8800 GTX достиг 5 Вт. По всем остальным аппаратным характеристикам чип G80 A3 повторял спецификации предыдущей модели A2.
По конструкции и распайке печатной платы 8800 Ultra ничем не отличается от 8800 GTX. В данном случае текстолит покрыт глянцевой защитной маской чёрного цвета, хотя существовали ещё и варианты с коричневыми платами. А в фирменных рабочих станциях Dell можно было встретить модификации 8800 Ultra с защитной торцевой планкой и системой охлаждения от 8800 GTX:
Центральное место занимает огромный чип G80, закрытый массивной теплораспределительной крышкой. Его опоясывает металлическая защитная рама, которая препятствует изгибу платы и не позволяет перекосить кулер при его установке.
На задней панели расположились два порта Dual-Link DVI под управлением чипа Nvidia NVIO. Из-за высокой архитектурной сложности графического ядра G80 и его высокого нагрева компании даже пришлось вынести контроллер дисплея в отдельную микросхему. NVIO поддерживает технологии TMDS и HDCP, однако для работы последней вам понадобятся специальные крипто-ключи. Причем Nvidia разрешила своим партнёрам самостоятельно принимать решение – стоит ли зашивать эти ключи в ROM или нет.
Четыре фазы питания графического процессора управляются специализированным цифровым мультифазным контроллером Primarion PX3540BDSG, поддерживающим функции контроля и мониторинга питания по шине I2C. В каждой фазе используются два быстрых N-канальных мосфета Infineon 32N03S (Vds=30В, Id=100А) из серии OptiMOS 2. Они характеризуются высокой теплостойкостью и низким сопротивлением Rds. Роль ключей в фазах памяти играют два N-канальных мосфета Alpha & Omega Semiconductor AO4422 (Vds=30В, Id=11А) и один мосфет AOL1432 (Vds=25В, Id=44А). С обратной стороны платы находится неизвестный ШИМ-контроллер с маркировкой AT-9K 407.
Сразу под транзисторами памяти виден пьезоэлектрический динамик – спикер. Он сигнализирует об ошибках видеокарты при запуске. В частности, он запищит, если пользователь забудет подать на карту дополнительное питание через два стандартных 6-контактных разъёма.
Гордость GeForce 8800 Ultra – это её память. Объём в 768 МБ не изменился относительно 8800 GTX, но зато здесь производитель не поскупился на 12 самых быстрых в своём классе микросхем GDDR3. Чипы произведены компанией Samsung и упакованы в корпуса 136-Ball FBGA. Маркировка K4J52324QC-BJ08 указывает на время выборки 0,8 нс и штатную частоту 1100 (2200) МГц при напряжении питания 1,8 В.
Выпуская замену собственному флагману, Nvidia решила не только поднять производительность, но и модернизировать систему охлаждения. Так появилась отличительная особенность 8800 Ultra – вынесенный за пределы печатной платы вентилятор. Теперь он мог забирать воздух не только снизу, но и сверху через отверстия в раме системы охлаждения. А кожух был продлён на всю длину платы и плавно огибал вентилятор.
Радиатор практически не изменился по сравнению с таковым у видеокарт 8800 GTS/GTX, но в задней части литой алюминиево-магниевой рамы появилось своего рода «ушко» для установки вентилятора. Как и прежде, рама обеспечивает отвод тепла от памяти, силовых элементов и контроллера дисплеев. Сверху к ней припаян основной радиатор ГП с медным основанием. Тело радиатора составляют 38 алюминиевых рёбер, пронизанных двумя тепловыми трубками. Радиальный вентилятор (т.н. «турбина») здесь точно такой же, как и на GeForce 8800 GTS/GTX. Это модель Delta BFB1012L мощностью 5,8 Вт. Вентилятор прогоняет воздушный поток через рёбра и выбрасывает его частично внутрь корпуса ПК, а частично за его пределы.
В качестве термоинтерфейса изначально использовались белые «марлевые» термопрокладки, но при обслуживании кулера они были заменены на голубые прокладки от Arctic. По результатам тестов эти штатные белые прокладки показали очень высокую эффективность, поэтому не стоит их менять, если они у вас в хорошем состоянии.
В простое (на рабочем столе) температура большого и горячего ядра G80 со свежей термопастой составляет 51°C. В играх она может подниматься до 80°C и даже выше – в зависимости от атмосферы внутри системного блока.
Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4790K @ 4.7 ГГц
На момент релиза в мае 2007 года у 8800 Ultra не было конкурентов. Поэтому основной интерес при анализе производительности – узнать, насколько она быстрее предыдущего флагмана, GeForce 8800 GTX. Если смотреть на тесты из 2007 года, то FPS в играх вырос всего на 10% – и это при разнице в цене в $180! Известный ресурс anandtech.com в своём обзоре даже назвал GeForce 8800 Ultra «абсолютной тратой денег». Но флагманы никогда не славились выгодным соотношением цена/производительность. Напротив, Ultra – это имиджевый продукт для 0,1% пользователей, кому хочется иметь только самое быстрое железо. В современных условиях разница с Radeon 2900 XT GDDR4 составляет около 30%.
Характеристики GeForce 8800 Ultra:
Чип | G80 (A3) |
Техпроцесс | 90 нм |
Шейдерные процессоры | 128 унифицированных |
Блоки текстурирования (TMU) | 64 |
Блоки растровых операций (ROP) | 24 |
Частота GPU | 612 МГц |
Частота RAM | 1080 МГц GDDR3 |
Объем памяти | 768 МБ |
Шина памяти | 384 бит |
Интерфейс | PCI-E 1.1 x16 |
Поддержка API | DirectX 10.0 и OpenGL 3.3 |
Скорость текстурирования | 14,6 Гпикс./сек |
Производительность (FP32) | 580,6 Гфлопс |