Radeon x700 Pro (Sapphire)
Анонс чипа RV410 и линейки видеокарт Radeon x700 на его основе состоялся 21 сентября 2004 года, сразу после того, как Nvidia представила новые модели GeForce для среднего ценового сегмента: 6600 и 6600 GT. Radeon x700 Pro предстояло составить конкуренцию GeForce 6600, поскольку стало очевидно, что предыдущий «середнячок» Radeon x600 XT, который фактически являлся PCI-E-версией Radeon 9600 XT, не может соперничать с носителем современного чипа NV43. В свою очередь, противостоять GeForce 6600 GT должна была старшая модель – Radeon x700 XT.
Вместе с видеокартами Radeon x700 компания ATI также представила драйвер Catalyst 4.x beta, где впервые появилась функция Catalyst AI. Она имела три режима: low, high и disable и при активации поднимала производительность за счет анализа текстур и вычисления оптимального подхода к их фильтрации. В некоторых играх, например Doom 3 и Far Cry, включение этой технологии действительно помогало немного повысить частоту кадров, хотя обычно разница была минимальна.
По своим характеристикам RV410 напоминает урезанный R420. В наличии здесь 8 пиксельных конвейеров вместо 16, а ширина шины памяти составляет 128 бит. С другой стороны, RV410 сохранил все присущие флагману технологии, среди которых 3Dc, SmoothVision, SmartShader и другие. Если сравнивать характеристики Radeon x700 Pro и GeForce 6600, то преимущество окажется явно на стороне первой карты. Radeon имеет в арсенале 6 вершинных процессоров и 8 блоков растеризации, тогда как у GeForce их вдвое меньше – 3 и 4 соответственно.
Radeon x700 Pro выполнена на референсной печатной плате красного цвета от ATI. По строению она полностью идентична плате старшей версии XT, а все отличия между этими двумя картами кроются, фактически, в штатных частотах. На некоторые модели Radeon x700 Pro устанавливались отбракованные чипы от x700 XT с соответствующей маркировкой, хотя в большинстве случаев на разгон до частоты XT (500 МГц) рассчитывать не приходилось. Еще стоит отметить, что компания Sapphire также выпускала эти видеокарты на синих платах, хотя никаких различий кроме цвета между ними нет.
Подсистема питания ГП и памяти однофазная. За формирование напряжения ядра отвечает ШИМ-контроллер Renesas ISL6522, который управляет двумя N-канальными мосфетами. Питание памяти построено на базе линейного преобразователя MaxLinear SP6132CU, функционирующего на постоянной частоте 300 кГц. Также на печатной плате имеется посадочное место для видеодекодера RAGE Theater, который мог устанавливаться опционально и обеспечивал поддержку технологии VIVO.
TDP карты составляет 33 Вт, поэтому система охлаждения здесь довольно примитивная. На чип установлен компактный алюминиевый радиатор синего цвета, в центре которого закреплен 11-лопастной вентилятор с диаметром крыльчатки 45 мм. К микросхемам памяти приклеены отдельные синие радиаторы, однако известно, что здесь используется память Samsung GDDR3 с маркировкой K4J55323QF. Ее номинальная частота составляет 500 (1000) МГц. С обратной стороны платы видны 4 свободных посадочных места под микросхемы, что указывает на наличие версий Sapphire x700 Pro с 256 МБ памяти.
Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4790K @ 4.7 ГГц
По производительности в режимах без применения анизотропной фильтрации Radeon x700 Pro оказывалась быстрее GeForce 6600, хотя и уступала 6600 GT. Впрочем, на стороне Nvidia была лучшая доступность карт и меньшая цена, что быстро сделало модель 6600 GT оптимальным выбором в своем классе. Если 6600 можно было приобрести за $150, то ATI поначалу страдала от дефицита чипов RV410, из-за чего стоимость x700 Pro приближалась к 200$. Но даже с учетом рекомендованной цены в $170 за версию со 128 МБ памяти ей оказалось очень непросто сражаться с GeForce за место в ПК экономного геймера.
Характеристики Sapphire Radeon x700 Pro:
Чип | RV410 |
Техпроцесс | 0,11 мкм |
Шейдерные процессоры | 8 пиксельных, 6 вершинных |
Блоки текстурирования (TMU) | 8 |
Блоки растровых операций (ROP) | 8 |
Частота GPU | 425 МГц |
Частота RAM | 430 (860) МГц GDDR3 |
Объем памяти | 128 МБ |
Шина памяти | 128 бит |
Интерфейс | PCI-E 1.1 x16 |
Поддержка API | DirectX 9.0b и OpenGL 2.0 |
Скорость текстурирования | 3,4 Гпикс./сек |
Скорость обработки геометрии | 637,5 млн. вершин/сек |