GeForce 8800 GTX ES
Новое поколение графики Nvidia GeForce 8000 было представлено 8 ноября 2006 года с релизом флагманской видеокарты GeForce 8800 GTX и урезанной, но более доступной модели GeForce 8800 GTS 640. Можно сказать, что с этого момента в десктопный сегмент окончательно и бесповоротно пришли унифицированные шейдерные процессоры и конвейер DirectX 10 со всеми присущими ему особенностями. Новые вычислительные блоки CUDA кардинально изменили концепцию организации графического конвейера, поскольку научились обрабатывать и пиксельные, и геометрические инструкции. Более того, они позволили выполнять вычисления общего назначения с числами с плавающей запятой (FP) на графическом процессоре, что дало толчок развитию всей концепции GPGPU.
В чипе G80, на котором была построена GeForce 8800 GTX, удалось разместить целых 128 универсальных шейдерных процессоров, благодаря чему по 3D-производительности в играх новинка смогла оставить позади даже SLI- и CrossFire-связки из флагманов предыдущего поколения. Позднее Nvidia приобрела компанию Ageia, разработчика отдельного физического ускорителя PhysX, и интегрировала его функционал в свои драйверы ForceWare (версии 177.83 от 15 августа 2008 года), позволив видеокартам 8000-й серии аппаратно ускорять физические эффекты в играх.
Само собой, такой рывок в производительности не дался бесплатно. По сравнению с предыдущим флагманом, GeForce 7900 GTX, новая GeForce 8800 GTX получилась заметно крупнее (27 см в длину против 23) и почти вдвое прожорливее (155 Вт TDP против 84). Nvidia пришлось разработать для неё совершенно иную печатную плату с мощной зоной питания и систему охлаждения, способную выдувать горячий воздух из корпуса.
К сожалению, из-за сильной спешки с выпуском нового поколения графики Nvidia допустила ошибку в конструкции первых экземпляров GeForce 8800 GTX. Так, в обвязке ШИМ-контроллера питания памяти был установлен резистор R520 неверного номинала: на 50 кОм (маркировка 68С) вместо 25,5 кОм (маркировка 40C), что приводило к нестабильной работе видеокарты под нагрузкой. В итоге Nvidia пришлось отзывать первую партию карт, хотя некоторое их количество всё же попало в руки пользователей. Решить данную проблему можно самостоятельно путем простой замены резистора или закрашивания его карандашом до того момента, пока его сопротивление не упадет до нужного уровня.
Представленный в коллекции экземпляр GeForce 8800 GTX является ранним инженерным образцом (ES), и у него указанный резистор тоже имеет сопротивление 50 кОм. Однако в данном случае это вряд ли можно считать ошибкой, поскольку сама подсистема питания памяти здесь построена на другом ШИМ-контроллере (его маркировка «AT-7G» не позволяет установить истинную модель и производителя). По всей видимости, инженеры Nvidia решили заменить ШИМ в серийных моделях 8800 GTX, но при этом забыли поменять резистор, откуда и возникла вышеописанная проблема.
Видеокарта построена на печатной плате зеленого цвета – такие использовались на ранних моделях 8800 GTX, тогда как более поздние версии имели темно-коричневый или черный цвет маски текстолита. Плата произведена в США, что очень необычно для 2006 года, и в целом повторяет референсный дизайн серийных GeForce 8800 GTX, хотя отличается от него в деталях. В частности, вместо одного из контактов для подключения SLI-мостика здесь присутствует разводка под какой-то разъем, скорее всего, диагностический. Также в правой части платы отсутствуют три фильтрующих электролитических конденсатора – на их месте находится спикер.
Компоновка элементов с обратной стороны тоже несколько отличается от референса, особенно в области обвязки ШИМ-контроллера питания памяти. Кроме того, слева от нижнего видеовыхода DVI присутствует ещё один диагностический разъем. На серийных платах посадочное место для него сохранилось, однако сам он не распаивался. В плане организации питания графического чипа инженерный образец GeForce 8800 GTX идентичен серийным картам. Здесь также используются четыре фазы под управлением ШИМ-контроллера Primarion PX3540BDSG.
Большой интерес представляет сам чип G80. Как известно, на серийных 8800 GTX устанавливались чипы строго ревизии A2 (а на поздних моделях 8800 GTS 320/640 и всех 8800 Ultra – ревизии A3). Здесь же мы видим инженерный образец ревизии A1. Также на крышке заметен нанесенный вручную номер «200». Чип произведен по техпроцессу 90 нм и состоит из 681 миллиона транзисторов, размещенных на площади в 484мм2. В его состав входят 128 шейдерных процессоров, 64 модуля наложения текстур и 24 блока растровых операций. Для работы с памятью присутствуют шесть 64-битных контроллеров, формирующих 384-битную шину. Интересно, что места для RAMDAC не осталось, и Nvidia была вынуждена вынести его в отдельную микросхему.
Но на этом причуды не заканчиваются. Если посмотреть на чип сбоку, то можно обнаружить у него защитную рамку, поверх которой приклеена крышка-теплораспределитель. Такое сочетание двух разных механизмов защиты кристалла от механических повреждений совершенно уникально, ведь, по сути, они являются взаимоисключающими. То есть, производители либо устанавливают по периметру текстолитовой подложки металлическую или пластиковую рамку, либо же целиком накрывают чип теплораспределительной крышкой, но никогда не сочетают оба подхода. По всей видимости, на тот момент Nvidia ещё окончательно не определилась с методом защиты кристалла, и поэтому экспериментировала с обоими вариантами.
GeForce 8800 GTX оснащена двенадцатью микросхемами памяти GDDR3, упакованными в корпуса 136-Ball FBGA. Они произведены компанией Samsung и имеют маркировку K4J52324QC-BJ11. Данная память обладает временем выборки в 1 нс и функционирует на своей паспортной частоте в 900 (1800) МГц при напряжении питания 2 В. Общий объем составляет 768 МБ.
Система охлаждения базируется на мощной литой алюминиево-магниевой раме, которая обеспечивает отвод тепла от памяти, силовых элементов и RAMDAC. В качестве термоинтерфейса здесь используются белые «марлевые» термопрокладки, которые по результатам тестов доказали очень высокую эффективность. Сверху к раме припаян основной радиатор ГП с медным основанием. Тело радиатора составляют 38 алюминиевых ребер, пронизанных двумя тепловыми трубками. В задней части рамы установлен радиальный вентилятор («турбина») Delta BFB1012L мощностью 5,8 Вт, который прогоняет воздушный поток через ребра и выбрасывает его частично внутрь корпуса ПК, а частично за его пределы.
Операционная система не может точно определить модель видеокарты и поэтому отказывается устанавливать драйвер Nvidia GeForce. Со стандартным драйвером Microsoft утилита GPU-Z ошибочно рапортует о наличии в ядре всего 32-х шейдерных процессоров и 64-битной шине памяти. Как ни странно, видеокарта успешно проходит тест 3DMark, однако демонстрирует там совершенно удручающую производительность на уровне бюджетной GeForce 6200.
Характеристики GeForce 8800 GTX ES:
Чип | G80 A1 |
Техпроцесс | 90 нм |
Шейдерные процессоры | 128 унифицированных |
Блоки текстурирования (TMU) | 64 |
Блоки растровых операций (ROP) | 24 |
Частота GPU | 575 МГц |
Частота RAM | 900 (1800) МГц GDDR3 |
Объем памяти | 768 МБ |
Шина памяти | 384 бит |
Интерфейс | PCI-E 1.1 x16 |
Поддержка API | DirectX 10.0 и OpenGL 3.3 |
Скорость текстурирования | 13,8 Гпикс./сек |
Производительность FP32 | 518,4 Гфлопс |
Скачать BIOS GeForce 8800 GTX ES
Спасибо Александру CoolTweak за предоставленную видеокарту GeForce 8800 GTX ES.