RIVA TNT (Canopus Spectra 3200 AGP и PCI)
В марте 1998 года Nvidia представила свой новый чип NV4, который лег в основу следующего поколения видеокарт серии RIVA – RIVA TNT. Новинка была нацелена на прямую конкуренцию с 3dfx Voodoo2. NV4 изготавливался по технологическому процессу 350 нм, содержал 7 миллионов транзисторов и мог предложить поддержку спецификаций DirectX версии 6.0.
По сравнению с RIVA 128, у новинки объем памяти вырос до 16 МБ. Шина памяти при этом осталась 128-битной. RIVA TNT так же поддерживала 32-битный цвет, что выгодно отличало ее от Voodoo2 с ее 16 битами. Из прочих особенностей чипсета можно отметить поддержку анизотропной фильтрации, текстур с разрешением 1024×1024 текселей и способности накладывать сразу две текстуры на один пиксел за такт.
В октябре 1998 года компания Canopus выпустила сразу две нереференсные видеокарты на чипсете TNT – модели Spectra 2500 и Spectra 3200 AGP. Вариант Spectra 3200 под шину PCI появился еще через месяц. Отличительной особенностью всех трех Spectra стала возможность объединения их с 3D-ускорителями Pure3D II (Voodoo2) при помощи внутреннего шлейфа. Производитель обозвал такое решение WitchDoctor. Его преимущество перед классически подключением по внешнему VGA-кабелю заключалось в отсутствии двойного преобразования цифра-аналог-цифра, что позволяло получить более качественное итоговое изображение. Еще обе модели были оснащены разъемами для подключения внешнего видеодекодера Canopus VP600A.
Spectra 3200 AGP | Spectra 3200 PCI |
Печатная плата Spectra 3200 AGP выделяется своим минимализмом. Поскольку TNT – это высокоинтегрированный чипсет, для его работы достаточно было добавить на плату только основные компоненты: память, BIOS и тактовый генератор (не считая элементов обвязки). При этом питание приходит напрямую со слота AGP без дополнительных преобразований.
На модели Spectra 3200 AGP используется память ULL-SGRAM MoSys с маркировкой MG802C512L-8. Общий объем в 16 МБ набран восемью микросхемами, по 4 с каждой стороны платы. Производитель установил частоту памяти на отметке в 110 МГц, что несколько выше, чем у моделей TNT, оборудованных микросхемами SDRAM.
Spectra 3200 AGP | Spectra 3200 PCI |
Spectra 3200 PCI очень похожа на AGP-версию по компоновке печатной платы. Главное отличие между ними кроется в наличии здесь отдельного линейного преобразователя Sipex AS2850AU, рассчитанного на ток до 5 А. Для лучшего отвода тепла он помещен на собственный радиатор.
Здесь так же установлено 16 МБ памяти SGRAM, однако от другого производителя – японской компании Toshiba. Маркировка микросхем гласит TC59G1632AFB-80, что указывает на время доступа 8 нс. Частоты у PCI-версии TNT ниже, чем у AGP: 70/100 МГц против 90/110 по ядру/памяти соответственно.
Система охлаждения ГП у обеих карт идентичная. Она представлена фирменным 35-мм магниево-алюминиевым радиатором с вентилятором AeroDynamic на гидродинамических подшипниках. Он работает от напряжения 5 В и развивает мощность всего в 0,75 Вт.
Spectra 3200 AGP | Spectra 3200 PCI |
Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4
Для тестирования карт пришлось использовать старую версию драйверов Detonator 5.32, поскольку установка более современной 44.03 приводила к резкому падению производительности у PCI-версии Spectra 3200. Тем не менее, даже на старых драйверах она демонстрирует существенное отставание от модели с шиной AGP за счет более низких частот ядра/памяти и меньшей пропускной способности самого интерфейса. Что касается Spectra 3200 AGP, то она при использовании процессора на ядре Tualatin существенно опережает Voodoo2 в 3DMark 99, хотя и немного отстает от нее в более современном 3DMark 2000. Ещё её производительность можно сравнить с более современными Matrox G450 или с RAGE Xpert 2000 Pro.
Стартовая цена на Spectra 3200 PCI в Японии составляла 35800 йен.
Характеристики Canopus Spectra 3200 AGP | PCI:
Чип | NV4 |
Техпроцесс | 0,35 мкм |
Шейдерные процессоры | 2 пиксельных |
Блоки текстурирования (TMU) | 2 |
Блоки растровых операций (ROP) | 2 |
Частота GPU | 90 МГц | 70 МГц |
Частота RAM | 110 МГц SGRAM | 100 MГц SGRAM |
Объем памяти | 16 МБ |
Шина памяти | 128 бит |
Интерфейс | AGP 2x | PCI 2.1 |
Поддержка API | DirectX 6.0 и OpenGL 1.1 |
Скорость текстурирования | 180 Мпикс./сек | 140 Мпикс./сек |
Пропускная способность | 5,63 млн. треуг./сек | 4,38 млн. треуг./сек |