Chrome 5400EW x2 (VIA uH8)

22 октября 2009 года, в первый день проведения выставки Electronic Manufacturer Exposition (eMEX) в Калифорнии, компания VIA анонсировала графический чип S3 Chrome 5400E – своё первое энергоэффективное решение с поддержкой вычислений общего назначения GPGPU (General-Purpose Computation Using Graphics Hardware) и API OpenCL 1.0. Как можно догадаться из названия, он стал последователем «флагманского» ядра VIA Chrome 540 GTX.

 

 

На презентации главный управляющий подразделения S3 Graphics, доктор Кен Вэн (Ken Weng), заявил, что «новый Chrome 5400E действительно закрывает брешь между ПК и интегрированными устройствами, даруя потребителям истинную универсальность ГП«.

В плане технологий Chrome 5400E мог похвастаться:

  • Наличием 32 унифицированных шейдерных процессоров;
  • Врождённой поддержкой OpenCL с лучшим в индустрии соотношением ГФлопс на Ватт;
  • Интегрированным трансмиттером DisplayPort 1.1a с 4 линиями;
  • Графическим движком, поддерживающим DirectX 10.1 и OpenGL 3.1;
  • Декодером HD-видео ChromotionHD для обработки кодеков Blu-ray, H.264, WMV9-HD и VC-1;
  • Поддержкой функции видеозахвата;
  • Наличием движка ускорения двухмерной векторной графики OpenVG 1.1;
  • Гибкой архитектурой памяти, которая позволяла комплектовать видеокарты модулями DDR2 с частотой 500 (1000) МГц или GDDR3 с частотой до 850 (1700) МГц. (К сожалению, шина памяти у Chrome 5400E 64-битная.)
  • Наличием встроенного температурного датчика;
  • Продвинутой системой управления питанием, включающей механизмы динамического масштабирования напряжения и частоты ядра. Также она способна отключать простаивающие вычислительные блоки ради снижения энергопотребления.

Среди операционных систем была заявлена поддержка Windows CE, XP, Vista, 7 (с интерфейсом Aero), а также  RedHat, SuSE, Ubuntu, Fedora Core, Debian и других ОС на ядре Linux 2.6.xx. (Более подробная информация о технологиях доступна на официальной странице из пресс-релиза S3.)

Чип Chrome 5400E производился по техпроцессу 65 нм. Он лёг в основу видеокарт VIA eH1, предназначенных для встраиваемых систем.

Но на этом VIA не остановилась. На выставке Digital Signage Expo 2010, проходившей в Лас-Вегасе с 23 по 25 февраля, компания удивила всех, когда объявила о скором выпуске двухчиповой видеокарты на базе ядер Chrome 5400EW, отличавшихся от 5400E поддержкой 4 мониторов. Ожидаемая новинка получила незатейливое название Chrome 5400EW x2. Прототип самой карты под обозначением uH8 компания тогда не показала, но зато привезла его на июньскую выставку Computex 2010 в Тайбэе:

 

Фото с сайта hardwarezone.com.sg

 

Главная особенность Chrome 5400EW x2 – поддержка вывода изображения с разрешением Full HD сразу на 8 мониторов (по 4 на каждый чип). Изначально VIA планировала распространять эти карты среди OEM-клиентов, начиная со второго квартала 2010 года, однако впоследствии от запуска их в производство было решено отказаться. Более того, руководство VIA приняла весомое решение полностью прекратить выпуск дискретных видеокарт.

Тем удивительнее было обнаружить альтернативную модификацию Chrome 5400EW x2 для встраиваемых (Embedded) систем. Как видно, тут использована совершенно иная печатная плата. Вместо восьми разъёмов mini-DisplayPort на задней панели видеокарты расположены два комбинированных VHDCI, каждый из которых «разветвляется» на четыре DVI или HDMI при помощи специального переходника. Системный интерфейс PCI-E x4 был заменён на полноценный PCI-E x16, а 4-контактный коннектор дополнительного питания MOLEX уступил место привычному 6-контактному 12V.

 

 

Вся подсистема питания тоже подверглась переработке. Всего на видеокарте можно насчитать две фазы ГП и две фазы памяти (по одной на каждый чип). Фазы построены на N-канальных мосфетах Anpec APM2556N (25V / 60A). Управляют формированием напряжений синхронные понижающие преобразователи Anpec APW7165, функционирующие на фиксированной частоте 300 кГц.

Память на данной модификации Chrome 5400EW x2 установлена от компании Samsung, маркировка K4W1G1646G-BC11. Восемь микросхем GDDR3 в корпусах 96-FBGA в общей сложности дают объём в 1 ГБ. Штатная их частота составляет 1866 МГц при таймингах CL13 и напряжении 1.5 В. Реальная частота памяти снижена до 850 (1700) МГц, чтобы соответствовать спецификациям VIA.

 

 

Сразу над разъёмом PCI-E установлен концентратор PLX, обеспечивающий распределение линий по двум чипам. Справа от него находятся четыре зелёных светодиода. С обратной стороны платы, рядом с отверстием для крепления задней панели, присутствует DIP-переключатель, позволяющий аппаратно активировать/деактивировать графические процессоры.

Наконец, монолитная система охлаждения прототипа была заменена на два отдельных алюминиевых радиатора. Каждый из них насчитывает 18 вертикально ориентированных рёбер, над которыми на металлическом кожухе закреплён 12-вольтовый корпусной вентилятор SanAce40 модели 109P0412H936 и мощностью 0,84 Вт. Крепление кулера к плате осуществляется при помощи 4 подпружиненных якорей. К чипу PLX приклеен отдельный маленький радиатор. Ещё в системе охлаждения примечателен факт использования термопрокладок вместо термопасты на чипах.

 

 

К сожалению, полноценно запустить карту не удалось по двум причинам. Первая банальна – отсутствие на руках кабеля VHDCI. Разъём под него тут вполне стандартный, поэтому кабель от FireMV или Quadro должен подойти. Вторая причина ожидаема – отсутствие совместимых драйверов. Универсальный пакет драйверов для видеокарт Chrome успешно устанавливается, но системе всё равно не удаётся подключить их к устройству. Windows 10 выдаёт код 31, а Windows 7 – код 10. Возможно, при подключении Chrome 5400EW x2 основной видеокартой система всё же сумеет подцепить драйвер, но это требует отдельной проверки.

 

 

Характеристики VIA uH8 (Chrome 5400EW x2):

Чип Chrome 5400EW (x2)
Техпроцесс 65 нм
Шейдерные процессоры 32 унифицированных (x2)
Блоки текстурирования (TMU) 8 (x2)
Блоки растровых операций (ROP) 4 (x2)
Частота GPU 800 МГц
Частота RAM 850 (1700) МГц GDDR3
Объем памяти 1024 МБ
Шина памяти 64 бита (x2)
Интерфейс PCI-E 2.0 x16
Поддержка API DirectX 10.1, OpenGL 3.1
Скорость текстурирования около 2,5 Гпикс./сек
Производительность FP32 около 120 ГФлопс