GeForce 9800 GT (ASUS EN9800GT Matrix)
5 сентября 2008 года компания ASUS расширила линейку видеокарт для геймеров и энтузиастов Republic of Gamers, представив модель EN9800GT Matrix. Она стала второй картой в серии Matrix после выпущенной в июне дебютной EN9600GT Matrix.
Как ясно из названия, EN9800GT Matrix – это вариация GeForce 9800 GT, которая, в свою очередь, является переименованной GeForce 8800 GT из предыдущего семейства видеокарт Nvidia. Карта построена на урезанной версии 65-нанометрового чипа G92 со 112-ю активными потоковыми процессорами из 128 и обладает поддержкой DirectX 10.0, шины PCI-E второго поколения и всех актуальных на тот момент технологий Nvidia, вроде PhysX, SLI, PureVideo HD и других. Цена ASUS EN9600GT Matrix на старте продаж составила около $160.
Отличительной чертой первой «Матрицы», в полной мере перекочевавшей на EN9800GT Matrix, стала технологии ASUS Super Hybrid Engine Technology, которая позволяла автоматически разгонять видеокарту при высокой нагрузке и снижать напряжение в моменты простоя. Кроме того, обе Matrix комплектовались фирменным ПО ASUS iTracker (по сути, аналог знаменитого MSI Afterburner) для управления разгоном и профилями вентилятора.
EN9800GT Matrix построена на печатной плате тёмно-коричневого цвета собственного дизайна инженеров ASUS. Она существенно отличается от референса по конструкции подсистем питания и вывода изображения. Также здесь предусмотрены два коннектора для мостиков SLI, тогда как у эталонной GeForce 9800 GT он всего один.
Конфигурация задней панели также выделяет данную карту среди любых других моделей 9800 GT. Помимо привычных DVI-I, HDMI и S-Video тут находится оптический разъем S/PDIF, предназначенный для вывода цифрового звука на внешний ресивер. Поскольку чипсет G92 не имеет встроенного звукового процессора, на плате рядом с S/PDIF находится двухконтактаный коннектор, куда подключается проводок, соединяющий видеокарту с выходом S/PDIF дискретной звуковой карты или встроенного аудио на материнской плате.
Но самый интересный элемент располагается с обратной стороны – микросхема ASUS Super Hybrid Engine, которая отвечает за работу одноимённой технологии энергосбережения и автоматического разгона. При высокой нагрузке EN9800GT Matrix повышает частоту ядра с 612 до 750 МГц и памяти – с 900 (1800) до 1000 (2000) МГц, при этом питающие напряжения ядра/памяти также поднимаются с 1.2/1.9 В до 1.3/1.92 В. В простое же наоборот, напряжения ядра/памяти снижаются до 0.9/1.8 Вольта соответственно. Базовый (постоянный) разгон по ядру у Matrix тоже есть, но чисто символический – всего на 12 МГц.
Графический процессор снабжается питанием по трём фазам, построенным на базе транзисторов K0355 (30В) и PH5525L (25В). С обратной стороны платы находится 4-фазный ШИМ-контроллер ON Semiconductor ADP3290, поддерживающий прогрессивную технологию Auto Phase Switch Technology. С её помощью он может отключать незадействованную фазу в режиме простоя, что позволяет снижать энергопотребление карты с 46 до 32 Вт. Ниже расположен компактный понижающий преобразователь uPI Semiconductor UP6205, формирующий напряжение для памяти. Он умеет работать с двумя фазами, однако питание памяти здесь однофазное.
От референса Matrix досталось характерное расположение микросхем памяти полукругом. На лицевой стороне платы распаяны восемь банок Samsung GDDR3 с маркировкой K4J52324QH-HJ1A. Микросхемы собраны в корпусах 136-FBGA и рассчитаны на работу с частотой 1000 (2000) МГц при напряжении 1.9 В с возможностью его безопасного повышения до 2.0 В. Общий объем памяти составляет 512 МБ.
Штатная система охлаждения GeForce 9800 GT имела однослотовое исполнение, из-за чего с трудом справлялась с рассеиванием 125 Вт тепла от чипа G92. Инженеры ASUS отказались от базового кулера в пользу довольно необычной по своей конструкции фирменной системы охлаждения под названием Hybrid Cooler. Стремясь максимизировать площадь рассеивания, ASUS разделила радиатор на две части. С кристаллом графического чипа контактирует отполированная медная пластина, с обратной стороны к которой припаяны три тепловые трубки. Две из них пронизывают прямоугольную секцию радиатора, а ещё одна огибает вентилятор, формируя правую секцию.
Центральный радиатор состоит из 22-х ребёр, разнесённых друг от друга на достаточно большое расстояние для снижения сопротивления воздушному потоку. Круглый сегмент радиатора насчитывает 71 ребро. Они насажены на тепловую трубку и дополнительно скреплены друг с другом «замками» по внутреннему радиусу.
Сверху и по бокам радиатор закрывает черный металлический кожух. Он имеет довольно сложную форму и помогает формировать туннель для движения воздушного потока в сторону задней панели корпуса ПК. Обдувается радиатор одиночным тангенциальным вентилятором Everflow модели T127015DM с диаметром крыльчатки 60 мм и максимальной мощностью 1,8 Вт. В нагрузке система охлаждения старается удерживать температуру ядра ниже 70°, хотя уровень шума при этом оказывается достаточно высоким.
Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4790K @ 4.7 ГГц
С релизом EN9800GT Matrix компания ASUS в очередной раз продемонстрировала свой мощный инженерный потенциал. Смелый автоматический разгон позволяет EN9800GT Matrix без труда обойти тоже разогнанную GeForce 8800 GT (не говоря уже о референсе 9800 GT) и даже приблизиться к результатам флагманской GeForce 9800 GTX+ (в бенчмарке Cloud Gate). При цене менее $160 эту карту действительно можно было считать очень выгодным предложением для 2008 года, даже на фоне AMD Radeon HD 4850 за $199.
Характеристики ASUS EN9800GT Matrix:
Чип | G92 |
Техпроцесс | 65 нм |
Шейдерные процессоры | 112 унифицированных |
Блоки текстурирования (TMU) | 56 |
Блоки растровых операций (ROP) | 16 |
Частота GPU (номинал / разгон) | 612 / 750 МГц |
Частота RAM (номинал / разгон) | 1800 / 2000 МГц GDDR3 |
Объем памяти | 512 МБ |
Шина памяти | 256 бит |
Интерфейс | PCI-E 2.0 x16 |
Поддержка API | DirectX 10.0 и OpenGL 3.3 |
Скорость текстурирования | 9,8 Гпикс./сек |
Производительность FP32 | 342,7 Гфлопс |