AWE64 Legacy NQS (Rev. 1.2.0)
Современное воплощение знаковой звуковой карты Creative Sound Blaster AWE64 Gold наконец-то готово увидеть свет!
Ранее на сайте была опубликована развёрнутая статья, рассказывающая о предпосылках появления и процессе разработки улучшенной версии классической звуковой карты от Creative. Поэтому если вы впервые натолкнулись на AWE64 Legacy, рекомендую для начала ознакомиться с предыдущим материалом. А эта заметка посвящена обзору предрелизной версии AWE64 Legacy Rev 1.2.0 и её сравнению с прототипом.
Работы над проектом AWE64 Legacy начались в июне 2018 года с группы в Telegram, где собралось несколько энтузиастов ретро-звука. Источником вдохновения стал незаконченный проект «AWESome» от Антона Zxc-64, известного своими 3D-ускорителями Voodoo Stoned Shaman с поддержкой SLI и уникальной комбинированной видеокартой Little Rooster на базе чипов PowerVR PCX2 и S3 ViRGE. Антон провёл реверс-инжиниринг звуковой карты AWE64 Value и пересобрал её на новой плате, добавив слот для памяти SIMM, гребёнку Wave Blaster и цифровой вывод S/PDIF.
AWESome
Отсюда и пришла весьма амбициозная идея – на основе данных наработок создать самую лучшую на сегодняшний день версию звуковой карты AWE64 в плане функционала, качества звука и дизайна. И для этого потребовалось решить несколько задач:
- Распаять на плате полный объём памяти в 32 МБ для загрузки звуковых банков, чтобы пользователю не пришлось мучиться поисками адаптера SIMMCONN и планок памяти SIMM.
- Предусмотреть возможность установки дочерних MIDI-плат.
- Интегрировать на плату оригинальный FM-синтезатор Yamaha OPL3 (YMF262) для тех, кого не устраивает звучание встроенного синтезатора Creative CQM. Реализовать возможность ручного переключения между двумя синтезаторами.
- Интегрировать MIDI-контроллер HardMPU, который позволил бы работать с внешними MIDI-устройствами (например, популярным секвенсором Roland MT-32) в т.н. «умном» режиме (intelligent mode). Предоставить пользователю свободу выбора прерывания IRQ и порта для работы HardMPU.
- Полностью переработать аналоговый тракт: установить качественные конденсаторы и современные усилители. В итоге предпочтение было отдано японским электролитам Nichicon, танталовым конденсаторам AVX, керамическим конденсаторам Murata и усилителям Texas Instruments.
- Разработать запоминающийся дизайн, сочетающий в себе чёрный и золотой цвета (на манер AWE64 Gold).
Первый прототип AWE64 Legacy
Детские болезни первого прототипа и варианты их исцеления уже были подробно рассмотрены в приведённой выше статье, поэтому здесь сосредоточимся на сравнении второго прототипа (Rev. 1.1.0) с предрелизной версией AWE64 Legacy Rev 1.2.0. Для простоты обозначим его термином NQS (Non Qualification Sample – экземпляр, не предназначенный для продажи). Стоит отметить, что для проведения тестов и написания обзора был собран всего один единственный экземпляр AWE64 Legacy NQS. Так что данную плату можно назвать уникальной. Её размеры остались прежними: 18,5 x 12 см.
Прежде всего, хотя на фото это может быть не столь заметно, изменилась маска печатной платы. У прототипа она была матовой, а у NQS стала глянцевой. Связано это с тем, что прототип был произведён на заводах китайской PCBWay, тогда как NQS изготовлен в Москве компанией «Резонит», у которой варианта матовой чёрной маски просто не предусмотрено. Качество исполнения плат в обоих случаях весьма достойное, хотя пару плюсов можно поставить отечественному производителю за более чёткую шелкографию и яркую позолоту контактов. Видно, что на драгоценном металле не экономили. Чисто по визуальному дизайну каких-то изменений не вносилось, разве что разъём S/PDIF на задней панели был заменён с белого на чёрный.
Что ещё можно заметить с лицевой стороны – на верхнюю грань платы добавлен вывод S/PDIF Out, полностью удалён блок джамперов (они были заменены на DIP-переключатель), убран сервисный разъём X12, использовавшийся для прошивки микроконтроллера. Кроме того, вследствие исправления ошибок разводки на плате прототипа некоторые электронные компоненты пришлось передвинуть. Наконец, два конденсатора в выходном аудиотракте были заменены на более ёмкие.
Вместо предохранителя для интерфейсов Wave Blaster и GamePort был установлен свой собственный линейный регулятор напряжения на 800мА. В случае возникновения короткого замыкания он уйдёт в защиту, чем не допустит повреждения остальной электроники платы.
AWE64 Legacy Prototype (Rev. 1.1.0) | AWE64 Legacy Rev. 1.2.0 (NQS) |
Слева от коннектора Wave Blaster можно заметить залитый «зелёнкой» элемент – это супервизор. Он формирует сигнал разрешения работы для дочерних плат, отслеживая приходящее на них напряжение питания и внося небольшую задержку при его стабилизации. Здесь была допущена ошибка в разводке, поэтому супервизор пришлось смонтировать «кверху брюхом», однако на финальной версии платы всё уже исправлено.
С обратной стороны появился один новый переключатель для выбора MIDI-контроллера. Он как раз и пришёл на смену джамперу у прототипа. Также с платы по понятным причинам исчезла надпись «Prototype №».
Ещё одно изменение затронуло процесс инициализации. Прототип определялся в системе как AWE64 Value, поскольку наследовал от оригинальной звуковой карты Creative зашитые в EEPROM имя и идентификатор. Для финальной версии в EEPROM был прошит новый идентификатор, поэтому теперь устройство отображается в BIOS и в диспетчере Windows в процессе установки драйверов как AWE64 Legacy.
Рассмотрим, для чего нужны переключатели на обратной стороне:
- Переключатель SA3 (MIDI Host Routing)
Отвечает за коммутацию MIDI-сообщений.
В положении ON встроенный контроллер Creative MPU-401 обслуживает устройства, подключённые к гребёнке Wave Blaster, а HardMPU берёт на себя работу с GamePort.
В положении OFF (1) всё наоборот: MPU-401 заведует игровым портом, тогда как HardMPU обрабатывает сигналы от дочерней MIDI-платы.
- Переключатель SA1 (MFBEN Enable)
Функция разрешения перехвата MIDI-сообщений используется для активации режима эмуляции виртуального MPU-401 с «подключенным» к нему синтезатором EMU8000.
В положении ON возможна эмуляция MPU-401 на синтезаторе EMU8000 в DOS при помощи команды «AWEUTIL /EM». Встроенный в AWE64 контроллер MPU-401 отключен.
В положении OFF (1) синтезатор MPU-401 на синтезаторе EMU8000 не будет эмулироваться в чистом DOS. Встроенный в AWE64 контроллер активен и может быть перенаправлен на Wave Blaster или GamePort при помощи переключателя SA3 (MIDI Host Routing).
- Переключатель SA2 (OPL3 FM Synth)
Позволяет включать/отключать дискретный синтезатор OPL3.
В положении OFF (1) синтезатор OPL3 активен по порту 388h. Для его корректной работы вам нужно будет «передвинуть» встроенный синтезатор Creative CQM с порта 388h на любой свободный порт, например, 398h. Для этого необходимо отредактировать строчку «Port2=388» в файле ctpnp.cfg или воспользоваться сторонней программой Unisound.
В положении ON синтезатор OPL3 отключен!
- Переключатели SA5 (HardMPU_IRQ_Select)
Служит для задания прерывания HardMPU. По умолчанию используется IRQ 2/9.
- Переключатель SA4 (HardMPU_IO_Select)
Задаёт порт ввода-вывода I/O для HardMPU. По умолчанию используется порт 330.
Никакой разницы с прототипом по звучанию MIDI-музыки замечено не было, поэтому можно продублировать тут записанные ранее образцы. Все композиции проигрывались в плеере Winamp (версия для Windows 98). При помощи утилиты AWE Control Panel в память AWE64 Legacy был загружен звуковой банк Masterpiece. Запись проводилась на втором компьютере с использованием звуковой карты ESI Juli@. Результаты были нормализованы в редакторе Adobe Audition, после чего преобразованы в формат MP3-320 для уменьшения занимаемого ими объёма.
Battle Isle 2 Theme
Day of the Tentacle — Opening
Doom — e1m1
Duke Nukem 3D — Intro
Legend of Kyrandia 2 — Dragonflight
Lemmings — Intro
Monkey Island — Intro
Settlers — Intro
Runescape — 08
Space Quest 3 — Introduction
Tyrian 2000 — Asteroid Dance Part 1
WarCraft II — Orc Theme 2
Характеристики AWE64 Legacy NQS (Rev 1.2.0):
Звуковой процессор | CT8920-NBQ |
Разрядность | 16 бит |
Голоса (инструменты) MIDI | 32 аппаратных + 32 программных |
Частота воспроизведения | 44.1 кГц стерео |
Частота записи | 44.1 кГц стерео |
Объём постоянной памяти | 1 МБ |
Объем оперативной памяти | 512 кБ + 32 МБ (доступно 28 МБ) EDO |
Синтезатор | EMU8000 (WT) + CQM (FM) + YMF262-M (FM) |
Системный интерфейс | ISA 16 бит |
Входы | Line-In, микрофон AC97, PC_Spk, CD-In |
Выходы | 2RCA Line-Out, наушники AC97, S/PDIF |
Работа с MIDI | Через GamePort и гребёнку Wave Blaster
Возможна коммутация на HardMPU или CT8920 |
Соотношение сигнал/шум | 90 дБ |
Поддержка PnP | Есть |
Узнать последние новости проекта AWE64 Legacy можно в теме на форуме VOGONS.
Ориентировочная дата начала продаж – апрель-май 2021 года.
Цены и варианты приобретения приведены в этом сообщении темы.
Фото Box-версии, руководство пользователя, BAT-файлы и прочие полезные ссылки тут.