AWE64 Legacy NQS (Rev. 1.2.0)

Современное воплощение знаковой звуковой карты Creative Sound Blaster AWE64 Gold наконец-то готово увидеть свет!

Ранее на сайте была опубликована развёрнутая статья, рассказывающая о предпосылках появления и процессе разработки улучшенной версии классической звуковой карты от Creative. Поэтому если вы впервые натолкнулись на AWE64 Legacy, рекомендую для начала ознакомиться с предыдущим материалом. А эта заметка посвящена обзору предрелизной версии AWE64 Legacy Rev 1.2.0 и её сравнению с прототипом.

 

 

Работы над проектом AWE64 Legacy начались в июне 2018 года с группы в Telegram, где собралось несколько энтузиастов ретро-звука. Источником вдохновения стал незаконченный проект «AWESome» от Антона Zxc-64, известного своими 3D-ускорителями Voodoo Stoned Shaman с поддержкой SLI и уникальной комбинированной видеокартой Little Rooster на базе чипов PowerVR PCX2 и S3 ViRGE. Антон провёл реверс-инжиниринг звуковой карты AWE64 Value и пересобрал её на новой плате, добавив слот для памяти SIMM, гребёнку Wave Blaster и цифровой вывод S/PDIF.

 

AWESome

 

Отсюда и пришла весьма амбициозная идея – на основе данных наработок создать самую лучшую на сегодняшний день версию звуковой карты AWE64 в плане функционала, качества звука и дизайна. И для этого потребовалось решить несколько задач:

  1. Распаять на плате полный объём памяти в 32 МБ для загрузки звуковых банков, чтобы пользователю не пришлось мучиться поисками адаптера SIMMCONN и планок памяти SIMM.
  2. Предусмотреть возможность установки дочерних MIDI-плат.
  3. Интегрировать на плату оригинальный FM-синтезатор Yamaha OPL3 (YMF262) для тех, кого не устраивает звучание встроенного синтезатора Creative CQM. Реализовать возможность ручного переключения между двумя синтезаторами.
  4. Интегрировать MIDI-контроллер HardMPU, который позволил бы работать с внешними MIDI-устройствами (например, популярным секвенсором Roland MT-32) в т.н. «умном» режиме (intelligent mode). Предоставить пользователю свободу выбора прерывания IRQ и порта для работы HardMPU.
  5. Полностью переработать аналоговый тракт: установить качественные конденсаторы и современные усилители. В итоге предпочтение было отдано японским электролитам Nichicon, танталовым конденсаторам AVX, керамическим конденсаторам Murata и усилителям Texas Instruments.
  6. Разработать запоминающийся дизайн, сочетающий в себе чёрный и золотой цвета (на манер AWE64 Gold).

 

3D-модель первого прототипа AWE64 Legacy

 

Детские болезни первого прототипа и варианты их исцеления уже были подробно рассмотрены в приведённой выше статье, поэтому здесь сосредоточимся на сравнении второго прототипа (Rev. 1.1.0) с предрелизной версией AWE64 Legacy Rev 1.2.0. Для простоты обозначим его термином NQS (Non Qualification Sample – экземпляр, не предназначенный для продажи). Стоит отметить, что для проведения тестов и написания обзора был собран всего один единственный экземпляр AWE64 Legacy NQS. Так что данную плату можно назвать уникальной. Её размеры остались прежними: 18,5 x 12 см.

 

 

Прежде всего, хотя на фото это может быть не столь заметно, изменилась маска печатной платы. У прототипа она была матовой, а у NQS стала глянцевой. Связано это с тем, что прототип был произведён на заводах китайской PCBWay, тогда как NQS изготовлен в Москве компанией «Резонит», у которой варианта матовой чёрной маски просто не предусмотрено. Качество исполнения плат в обоих случаях весьма достойное, хотя пару плюсов можно поставить отечественному производителю за более чёткую шелкографию и яркую позолоту контактов. Видно, что на драгоценном металле не экономили. Чисто по визуальному дизайну каких-то изменений не вносилось, разве что разъём S/PDIF на задней панели был заменён с белого на чёрный.

 

 

Что ещё можно заметить с лицевой стороны – на верхнюю грань платы добавлен вывод S/PDIF Out, полностью удалён блок джамперов (они были заменены на DIP-переключатель), убран сервисный разъём X12, использовавшийся для прошивки микроконтроллера. Кроме того, вследствие исправления ошибок разводки на плате прототипа некоторые электронные компоненты пришлось передвинуть. Наконец, два конденсатора в выходном аудиотракте были заменены на более ёмкие.

Вместо предохранителя для интерфейсов Wave Blaster и GamePort был установлен свой собственный линейный регулятор напряжения на 800мА. В случае возникновения короткого замыкания он уйдёт в защиту, чем не допустит повреждения остальной электроники платы.

 

AWE64 Legacy Prototype (Rev. 1.1.0) AWE64 Legacy Rev. 1.2.0 (NQS)

 

Слева от коннектора Wave Blaster можно заметить залитый «зелёнкой» элемент – это супервизор. Он формирует сигнал разрешения работы для дочерних плат, отслеживая приходящее на них напряжение питания и внося небольшую задержку при его стабилизации. Здесь была допущена ошибка в разводке, поэтому супервизор пришлось смонтировать «кверху брюхом», однако на финальной версии платы всё уже исправлено.

С обратной стороны появился один новый переключатель для выбора MIDI-контроллера. Он как раз и пришёл на смену джамперу у прототипа. Также с платы по понятным причинам исчезла надпись «Prototype №».

Ещё одно изменение затронуло процесс инициализации. Прототип определялся в системе как AWE64 Value, поскольку наследовал от оригинальной звуковой карты Creative зашитые в EEPROM имя и идентификатор. Для финальной версии в EEPROM был прошит новый идентификатор, поэтому теперь устройство отображается в BIOS и в диспетчере Windows в процессе установки драйверов как AWE64 Legacy.

 

 

Рассмотрим, для чего нужны переключатели на обратной стороне:

  • Переключатель SA3 (MIDI Host Routing)

Отвечает за коммутацию MIDI-сообщений.

 

 

В положении ON встроенный контроллер Creative MPU-401 обслуживает устройства, подключённые к гребёнке Wave Blaster, а HardMPU берёт на себя работу с GamePort.

В положении OFF (1) всё наоборот: MPU-401 заведует игровым портом, тогда как HardMPU обрабатывает сигналы от дочерней MIDI-платы.

  • Переключатель SA1 (MFBEN Enable)

Функция разрешения перехвата MIDI-сообщений используется для активации режима эмуляции виртуального MPU-401 с «подключенным» к нему синтезатором EMU8000.

 

 

В положении ON возможна эмуляция MPU-401 на синтезаторе EMU8000 в DOS при помощи команды «AWEUTIL /EM». Встроенный в AWE64 контроллер MPU-401 отключен.

В положении OFF (1) синтезатор MPU-401 на синтезаторе EMU8000 не будет эмулироваться в чистом DOS. Встроенный в AWE64 контроллер активен и может быть перенаправлен на Wave Blaster или GamePort при помощи переключателя SA3 (MIDI Host Routing).

  • Переключатель SA2 (OPL3 FM Synth)

Позволяет включать/отключать дискретный синтезатор OPL3.

В положении OFF (1) синтезатор OPL3 активен по порту 388h. Для его корректной работы вам нужно будет «передвинуть» встроенный синтезатор Creative CQM с порта 388h на любой свободный порт, например, 398h. Для этого необходимо отредактировать строчку «Port2=388» в файле ctpnp.cfg или воспользоваться сторонней программой Unisound.

В положении ON синтезатор OPL3 отключен!

  • Переключатели SA5 (HardMPU_IRQ_Select)

Служит для задания прерывания HardMPU. По умолчанию используется IRQ 2/9.

 

 

  •  Переключатель SA4 (HardMPU_IO_Select)

Задаёт порт ввода-вывода I/O для HardMPU. По умолчанию используется порт 330.

 

 

Никакой разницы с прототипом по звучанию MIDI-музыки замечено не было, поэтому можно продублировать тут записанные ранее образцы. Все композиции проигрывались в плеере Winamp (версия для Windows 98). При помощи утилиты AWE Control Panel в память AWE64 Legacy был загружен звуковой банк Masterpiece. Запись проводилась на втором компьютере с использованием звуковой карты ESI Juli@. Результаты были нормализованы в редакторе Adobe Audition, после чего преобразованы в формат MP3-320 для уменьшения занимаемого ими объёма.

 

Battle Isle 2 Theme

Day of the Tentacle — Opening

Doom — e1m1

Duke Nukem 3D — Intro

Legend of Kyrandia 2 — Dragonflight

Lemmings — Intro

Monkey Island — Intro

Settlers — Intro

Runescape — 08

Space Quest 3 — Introduction

Tyrian 2000 — Asteroid Dance Part 1

WarCraft II — Orc Theme 2

 

Характеристики AWE64 Legacy NQS (Rev 1.2.0):

Звуковой процессор CT8920-NBQ
Разрядность 16 бит
Голоса (инструменты) MIDI 32 аппаратных + 32 программных
Частота воспроизведения 44.1 кГц стерео
Частота записи 44.1 кГц стерео
Объём постоянной памяти 1 МБ
Объем оперативной памяти 512 кБ + 32 МБ (доступно 28 МБ) EDO
Синтезатор EMU8000 (WT) + CQM (FM) + YMF262-M (FM)
Системный интерфейс ISA 16 бит
Входы Line-In, микрофон AC97, PC_Spk, CD-In
Выходы 2RCA Line-Out, наушники AC97, S/PDIF
Работа с MIDI Через GamePort и гребёнку Wave Blaster

Возможна коммутация на HardMPU или CT8920

Соотношение сигнал/шум 90 дБ
Поддержка PnP Есть

Узнать последние новости проекта AWE64 Legacy можно в теме на форуме VOGONS.

Ориентировочная дата начала продаж – апрель-май 2021 года.

Цены и варианты приобретения приведены в этом сообщении темы.