Verite V1000 (Canopus Total3D)

Чип Verite V1000 от компании Rendition был анонсирован 9 ноября 1995 года, однако из-за производственных проблем видеокарты на его основе стали появляться на рынке только к сентябрю-октябрю 1996 года. V1000 был построен на архитектуре RISC и стал первым на рынке потребительским графическим чипом, способным ускорять обработку 3D-графики без сильных просадок частоты кадров. V1000 впервые предложил использовать программируемое ядро для визуализации 3D-графики, а также умел аппаратно исполнять установку треугольников для снижения загрузки ЦП. Чип получил 64-битную шину памяти и встроенный контроллер видеоинтерфейса VGA.

Компания Rendition разработала для Verite V1000 сразу два проприетарных API: Speedy3D для DOS и RRedline для Windows 95, однако уже в декабре был выпущен первый D3D-драйвер, ставший результатом совместных трудов программистов Rendition и Microsoft.

В архитектурном плане V1000 представлял собой медленный RISC-процессор, который умел выполнять однотактовое умножение двух 32-битных чисел с фиксированной запятой и двухтактовое аппроксимированное целочисленное деление. Также он поддерживал билинейную фильтрацию на основе дробных значений UV. Из очевидных минусов V1000 можно отметить отсутствие аппаратной поддержки Z-буферизации, из-за чего этот алгоритм приходилось исполнять программно на уровне приложений. Само собой, V1000 обеспечивал ускорение отрисовки 2D-графики и оконного режима Windows.

В 1996 году Rendition выпустила более энергоэффективную версию чипа V1000 под названием V1000L-P. Он отличался от предшественника возможностью работать на частоте в 60 МГц (против 50 МГц у оригинала), чего удалось добиться за счёт перевода всей внутренней логики на питание от напряжения 3.3 В вместо прежних 5 В.

К моменту релиза Verite V1000 поддержка этого ГП была реализована в нескольких культовых играх, включая Descent II, Myst, Grand Prix Legends и Tomb Raider, однако главный 3D-шутер Quake изначально не умел работать на Verite. Компании id Software даже пришлось в спешном порядке выпускать специальную адаптированную под Verite версию vQuake на базе API Speedy3D, которая вышла 2 декабря 1996 года. На короткий период времени V1000 стала лучшей видеокартой для игры в Quake, но уже 22 января 1997 года id Software представила версию GLQuake для 3D-ускорителей Voodoo. Последние обладали заметно более высокой производительностью и поддерживали собственный API Glide, который быстро стал стандартом в трёхмерных играх для ПК.

 

 

Видеокарта Total3D Verite, построенная на чипе V1000L-P, стала первым шагом компании Canopus в мир 3D-графики. Она была представлена на выставке E3 в конце июня 1996 года. Японский производитель решил сполна задействовать ключевую особенность Verite V1000 – поддержку стереоизображения, для чего на плате был распаян специальный разъем для подключения очков затворного типа. Сами очки NuVision 3D Spex шли в комплекте с видеокартой.

В очках затворного типа вместо стекол используются ЖК-экраны, которые попеременно включаются и выключаются, а видеокарта тем временем строит один кадр для левого глаза, а другой для правого. Внешний RAMDAC Total3D с частотой 135 МГц позволял задействовать разрешение 640×480 при частоте дискретизации 100 Гц, но при использовании очков частота для каждого глаза составляла 50 Гц.

Помимо очков в комплекте с картой поставлялась программа для создания стереоскопических фотографий 3D Photo Editor, браузер World View 2.0, предназначенный для просмотра VRML-сцен через Netscape Navigator или Internet Explorer, и пять стереоскопических версий игр: Indy Car Racer II, Quake, Descent II: Destination Quartzon, Whiplast и MDK.

Total3D Verite выполнена на печатной плате с матовой тёмно-зелёной маской. Центральное место занимает обновлённый чип V1000L-P, которому из-за невысокого энергопотребления не нужен даже пассивный радиатор. В правой части платы находится массив памяти типа EDO общим объемом 4 МБ. Здесь установлены восемь микросхем Silicon Magic SM81C256K16A1-40, работающих на синхронной с ГП частоте в 60 МГц. Над графическим процессором распаяны преобразователь RAMDAC BT485AKPJ135 с частотой 135 МГц и 512-килобитная микросхема vBIOS SST 29EE512.

Цена Total3D Verite на старте продаж составляла 199$.

 

 

Характеристики Total3D Verite:

Чип V1000L-P
Техпроцесс 0,5 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 60 МГц
Частота RAM 60 МГц EDO
Объем памяти 4 МБ
Шина памяти 64 бита
Интерфейс PCI 2.0
Поддержка API Speedy3D, RRedline, DirectX 5.0
Скорость текстурирования 30 Мпикс./сек
Пропускная способность 0,66 млн. треуг./сек