GeForce GTX 560 Ti (EVGA 2Win)
В июле 2010 года Nvidia представила чип GF104, который лег в основу видеокарт среднего класса GeForce GTX 460. Он содержал 336 шейдерных процессоров и выделялся среди собратьев необычной прямоугольной формой подложки, из-за чего всем партнерам компании пришлось в спешном порядке проектировать новые совместимые системы охлаждения. В целом GF104 получился достаточно удачным продуктом, поскольку позволял проектировать одновременно компактные и производительные видеокарты.
Идея объединить на одной плате два чипа среднего уровня и таким образом создать видеокарту, которая могла бы обойти флагманские модели при меньшей или схожей стоимости, не нова. Первой такую концепцию реализовала Gigabyte в модели 3D1, но наибольшей популярности она достигла уже в эпоху зрелости технологий SLI и CrossFireX, триумф которых пришелся на 2011-2012 годы.
11 марта 2011 года, вскоре после выпуска AMD Radeon HD 6990 и в преддверии появления ее мощного конкурента от Nvidia – GeForce GTX 590, компания EVGA, славящаяся своими видеокартами для энтузиастов и не боящаяся смелых экспериментов, тоже решила представить двухпроцессорную модель. 2011 год вообще запомнился появлением большого количества «двухчипов». Помимо упомянутых выше карт можно также вспомнить MARS II на базе двух кристаллов GF110 или имеющуюся в коллекции Radeon HD 6870 X2. Итак, продукт от EVGA получил название GeForce GTX 460 2Win. Карта сочетала на одной плате два чипа GF104, которые по чистой производительности в паре опережали флагмана GTX 580, но при этом стоила на $80 дешевле последней ($409 против $489).
Однако не секрет, что первая реализация архитектуры Fermi не в полной мере удовлетворяла желаниям Nvidia, поэтому компания в короткие сроки выпустила ее обновленную ревизию. Уже в ноябре 2010 года был представлен новый флагманский чип GF110, а в январе 2011 года пришел черед и GF104, который уступил место в среднем сегменте модели GF114. Усовершенствованный «середнячок» работал на более высокой частоте (823 против 675 МГц), а количество CUDA-ядер в его конструкции выросло до 384 штук. Вдобавок Nvidia решила “воскресить” суффикс Ti, который последний раз использовался в видеокартах серии GeForce 4. Новым “Титаниумом” стала старшая GeForce GTX 560 Ti.
Такой ход не мог остаться без внимания со стороны EVGA. Сразу после релиза оригинальной 2Win в компании началась работа над преемником. Поскольку компоновка и размеры чипа GF114 не претерпели изменений по сравнению с предшественником, количество вносимых доработок оказалось минимальным. Обновленная GeForce GTX 560Ti 2Win увидела свет в конце декабря 2011 года.
Если сравнивать 2Win двух поколений, то количество изменений действительно окажется минимальным: новая модель получила на 1 фазу питания больше для каждого чипа, в остальном же они практически идентичны. Видеокарта построена на печатной плате темно-коричневого, почти черного цвета. Чипы GF114 ориентированы вертикально, что довольно необычно для 560 Ti, но такое расположение помогает сэкономить место. В центре платы горизонтально в два ряда выстроены элементы подсистемы питания.
Питание каждого чипа организовано по схеме 4+1, причем для ГП используются комбинированные микросхемы DrMOS от компании Renesas, тогда как память довольствуется более традиционной схемой с раздельными транзисторами. Управляет питанием ШИМ-контроллер ON Semiconductor NCP5388. Дополнительное питание подается через два 8-контактных разъема, причем на входе стоят два предохранительных резистора, которые возьмут на себя удар в случае короткого замыкания мосфета и защитят плату от выгорания. Еще один предохранитель установлен на линии, приходящей со слота PCI-E. За коммутацию линий PCI-E и поддержку технологии SLI отвечает неизменный чипсет Nvidia nForce 200.
В отличие от большинства других видеокарт, использующих трехвентиляторные системы охлаждения, на 2Win кожух никак не прикреплен к радиаторам – он цепляется за края текстолита пластиковыми защелками и фиксируется тремя винтами. К кожуху прикручены три 11-лопастных 75-мм вентилятора: два из них произведены компанией AVC, имеют мощность 7,2 Вт и оснащаются продвинутыми гидродинамическими подшипниками, а один выпущен компанией Power Logic, развивает мощность 4,2 Вт и работает на подшипниках качения.
Сам кожух имеет решетчатую структуру и благодаря вертикальным ребрам и яркой желтой полосе внешне сразу же выделяется среди видеокарт других производителей. Каждому чипу выделен свой собственный радиатор. Они практически идентичны по конструкции с той лишь разницей, что на левый радиатор также возложена задача по отводу тепла от горячего моста nForce 200. По своей структуре радиаторы состоят как бы из двух частей: радиальное веерообразное основание, напоминающее боксовые кулеры от Intel, и небольшой «придаток», который припаян к отходящим от основания двум тепловым трубкам. На радиаторы и заднюю панель нанесено черное гальваническое покрытие. Интересно, что разъемы DVI, которых на 2Win аж три штуки, избежали процедуры чернения. Из минусов можно отметить полное отсутствие какого-либо охлаждения у памяти и силовой части видеокарты.
Каждый из чипов GF 114 довольствуется стандартным гигабайтом памяти GDDR5. На плате используются микросхемы Hynix H5GQ1H24BFR-T2C. Они имеют 16-банковую компоновку, работают при напряжении 1,5В и обеспечивают скорость в 5 Гб/сек.
Компания EVGA прибегла к небольшому заводскому разгону чипов и повысила их частоту с номинальных для GeForce 560 Ti 823 МГц до круглого значения в 850 МГц. Память сохранила номинальную частоту в 1002 (4008) МГц. На таких значениях показатель TDP карты составляет 170 Вт.
Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4770K @ 4.3 ГГц
EVGA 2Win 560Ti оценивалась в $520 и при хорошей работе технологии SLI могла обойти GeForce GTX 580 на величину до 35%, хотя типовое превосходство составляло порядка 15-20%. Конечно, монструозные GTX 590 и HD 6990 для нее оставались недосягаемы, но эти карты выступали в совсем иной ценовой нише.
Характеристики EVGA GeForce GTX 560Ti 2Win:
Чип | GF114 x2 |
Техпроцесс | 40 нм |
Шейдерные процессоры | 384 унифицированных x2 |
Блоки текстурирования (TMU) | 64 x2 |
Блоки растровых операций (ROP) | 32 x2 |
Частота GPU | 850 МГц |
Частота RAM | 1002 (4008) МГц GDDR5 |
Объем памяти | 1024 МБ x2 |
Шина памяти | 256 бит x2 |
Интерфейс | PCI-E 2.0 x16 |
Поддержка API | DirectX 12 и OpenGL 4.6 |
Скорость текстурирования | 27,2 Гпикс./сек |
Производительность FP32 | 2612 Гфлопс |