Поспешные меры: Radeon 9800 Pro 256 MB

В новом тысячелетии в сегменте высокопроизводительной дискретной графики осталось только два игрока: Nvidia и ATI. До 2006 года эти компании активно и с переменным успехом боролись за титул создателя самой быстрой игровой видеокарты, пока калифорнийская AMD не поглотила канадскую ATI. До того момента практика симметричного ответа на действия конкурента (при наличии технической возможности) была обычным явлением.

Не секрет, что старт нового поколения графики GeForce FX вышел у Nvidia не вполне удачным, поэтому компания в скором темпе занялась доработкой архитектуры Rankine. Уже к маю 2003 года у неё был готов новый флагман – GeForce FX 5900 Ultra. В свою очередь, ATI обновила актуальную линейку графики в марте, представив Radeon 9800 Pro, и явно не готовилась к новым релизам до осени. Однако появление мощного чипа NV35 спутало планы, из-за чего канадцам пришлось спешно придумывать ответ. Им стал Radeon 9800 Pro 256MB. Инженерам пришлось спроектировать новую печатную плату под 16 чипов горячей и придирчивой к качеству разводки памяти Samsung GDDR2, от которой совсем недавно отказалась Nvidia из-за большого количества проблем с GeForce FX 5800 Ultra.

Ради гарантии стабильной работы новой видеокарты частоту памяти пришлось снизить с 900 до 700 МГц, но даже это не позволило обойтись без охлаждения. По всей видимости, у ATI не было времени проектировать уникальный кулер для явно промежуточного продукта, поэтому компания просто приклеила к каждой банке по маленькому алюминиевому радиатору.

Сердцем Radeon 9800 Pro 256 MB стал чип R350 с восемью пиксельными и четырьмя вершинными конвейерами поколения DX9. По сравнению с прошлым ядром R300 он получил некоторые оптимизации буфера шаблонов и поддержку F-буфера, позволяющего работать с отдельными частями длинных пиксельных шейдеров.

Цена оригинальной карты Radeon 9800 Pro в марте 2003 года составляла $399, в то время как новая версия с увеличенным вдвое объёмом памяти была оценена уже в $499. Как это ни печально, но за такую переплату пользователь получал лишь минимальный прирост производительности в районе 5%, поскольку игры 2003 года ещё не умели в полной мере задействовать большие объёмы памяти.

Страница Radeon 9800 Pro 256 MB (референс от Gigabyte) в коллекции