30 августа, 2020
Экономия для терпеливых: GeForce 7800 GT
22 июня 2005 года Nvidia представила новое поколение потребительских видеокарт во главе с флагманом GeForce 7800 GTX. Он был оценён в $599, чем нагнал тоску на энтузиастов, выложивших в марте-апреле более $830 за 512-мегабайтную версию GeForce 6800 Ultra. А 11 августа того же года Nvidia ожидаемо выпустила младшего носителя чипа G70 – модель GeForce 7800 GT. При цене в $449 эта карта превзошла 6800 Ultra 512 по производительности, особенно при использовании технологий DirectX 9.0c, так что недавним владельцам бескомпромиссных графических ускорителей с 512 МБ осталось лишь смириться с неизбежным прогрессом в индустрии графики.
С технической стороны 7800 GT получила 110-нанометровый чип G70 с одним отключенным квадом (блоком из 4-х пиксельных процессоров) и одним деактивированным вершинным конвейером. Из-за меньшего количества вычислительных блоков и более низкой частоты ядра (400 МГц против 430 у флагмана) энергопотребление карты снизилось до 65 Вт, что позволило Nvidia отказаться от использования дорогой печатной платы от 7800 GTX в пользу упрощённой версии с 2-фазным питанием.
GeForce 7800 GT довольствуется 256 МБ памяти GDDR3, работающей на частоте в 500 (1000) МГц, что по меркам 2005 года было совершенно достаточно для любых игр. При этом все 8 микросхем расположены на лицевой стороне (тогда как у 7800 GTX чипы памяти стояли по обе стороны платы, а ещё 8 посадочных площадок оставались свободными). За вывод изображения отвечают два разъёма DVI-I и один S-Video, управляемый видеодекодером SAA-7115 с функцией захвата аналогового потока.
Для повышения производительности чипа G70 Nvidia приняла решение использовать раздельное тактирование для ROP и шейдеров. Так что при разгоне видеокарт 7000-й серии важно помнить о шаге тактирования ядра в 27 МГц и наличию «Геометрической Дельты» в 40 МГц. Это значит, что частота ядра будет округляться до ближайшего значения, кратного 27 (по умолчанию, это 405 МГц), а шейдерный блок будет работать на частоте ядра + 40 МГц.