Монстр трехмерного звука: Diamond Monster Sound MX300

Жизненный путь компании Aureal Semiconductor насчитывает всего 5 лет и берет свое начало от кончины другого значимого игрока на рынке мультимедийных аудио устройств – компании Media Vision Technology. Однако за эти пять лет Aureal успела представить два высококлассных звуковых чипсета серии Vortex, основной особенностью которых стала фирменная технология пространственного звучания A3D.

Aureal не имела собственных производственных мощностей и в отличие от своего главного соперника на рынке, компании Creative, изначально не занималась выпуском и дистрибуцией звуковых карт – она лишь продавала чипсеты компаниям-посредникам. Ситуация изменилась после релиза чипсета Vortex 2, который состоялся в августе 1998 года. Тем не менее, главная роль в продвижении звуковых карт Aureal по-прежнему возлагалась на ее партнеров.

Одним из них была калифорнийская Diamond Multimedia, которая в начале января 1999 года представила звуковую карту нового поколения на чипсете Vortex 2 – Monster Sound MX300. При довольно доступной цене в районе $120 она предложила 4-канальный вывод цифрового звука с частотой дискретизации до 48 кГц, качественный Wavetable-синтезатор MIDI и, конечно же, поддержку API A3D.

Фирменный API Aureal A3D для своего времени стал настоящим прорывом в воспроизведении позиционированного звука. Он поддерживал два типа звуков: прямо распространяющиеся и отражённые, и эффект реверберации, которая позволяла оценить размеры помещения, где находится источник звука, и тип материала, из которого сделаны стенды, пол и потолок этого помещения. При этом, благодаря движку A3Dverb звуковой процессор мог воспроизводить реверберацию не только по заранее подготовленным сэмплам, но и динамически на основании геометрии окружения. A3D быстро завоевал популярность среди геймеров и разработчиков. Его поддержка была добавлена в бенчмарки 3DMark и главные 3D-шутеры конца 90-х: Unreal, Half-Life и Quake II.

К сожалению, там где компания Creative не смогла победить конкурента технически, она применила юридическое оружие. В марте 1998 года Creative подала на Aureal в суд, обвинив ее в нарушении патентов. Процесс длился более полутора лет, и хотя Aureal в итоге вышла из него победителем, огромные судебные издержки больно ударили по бюджету. В итоге Aureal была вынуждена объявить себя банкротом, а Creative в сентябре 2000 года приобрела все ее активы за смешную сумму в $32 млн.