Voodoo (A-Trend Helios 3D)

Первым чипом для ускорения трехмерной графики компании 3dfx стал SST-1. Он был анонсирован в ноябре 1995 года на ежегодной компьютерной выставке COMDEX. Видеокарты (а точнее 3D-ускорители) на его основе получили имя Voodoo и начали поставляться на потребительский рынок почти через год, 1 октября 1996 года. Такая задержка была вызвана дороговизной памяти типа EDO RAM, которая не позволяла создать видеокарту ценой менее 300$. Стоит отметить, что в игровые автоматы, где цена одной видеокарты не столь критична, как в потребительских ПК, ускорители Voodoo начали устанавливать уже с начала 1996 года.

 

 

Отличительной особенностью и преимуществом Voodoo над конкурентами стало использование собственного проприетарного API Glide, который по структуре можно назвать «облегченным OpenGL». Из-за взрывного роста популярности 3D-ускорителей от 3dfx производители игр активно поддерживали Glide, так что бо́льшая часть трехмерных игр второй половины 90-х умеет с ним работать. Впрочем, поддержкой режима Direct3D Voodoo тоже обладали, хотя и демонстрировали в нём сниженную производительность. Хуже обстояла ситуация с OpenGL, для работы которого приходилось использовать враппер (транслятор библиотек) Miniport.

Данная модель Voodoo произведена компанией A-Trend и называется Helios 3D. Дизайн платы отличается от референса чёрным цветом маски текстолита, однако по компоновке она повторяет эталонный вариант 3dfx. С обратной стороны платы располагается лишь россыпь SMD-резисторов и конденсаторов.

 

 

Ускорители Voodoo, в отличие от конкурирующих видеокарт ATI, Matrox или Nvidia, не могли похвастаться высокой степенью интеграции компонентов. Поэтому тут мы видим отдельный пиксельный процессор (SST-1), отдельный текстурный модуль и отдельный RAMDAC. Первые два чипа закрыты небольшими алюминиевыми радиаторами для лучшего охлаждения. Крупный 16-битный RAMDAC от компании ICS (модель ICS5342-3) находится рядом с видеоинтерфейсами VGA. Он работает на частоте 135 МГц и поддерживает разрешения в 3D вплоть до 640×480 пикселей (для 4-мегабайтных версий Voodoo).

Чип SST-1 функционирует на частоте 50 МГц. Память типа EDO Page Mode DRAM общается с ним по 128-битной шине. Её объём в 4 МБ набран восемью микросхемами Taiwan Memory Technology с маркировкой T224162B-35J. Число 35 тут указывает на тайминг в 35 нс, что соответствует частоте 83 МГц. Однако в реальности рабочая частота памяти на Voodoo гораздо ниже – всего 50 МГц. Микросхемы упакованы в корпуса SOJ-40 и запитаны от напряжения 5В.

 

 

Поскольку 3D-ускорители Voodoo не умели самостоятельно обрабатывать 2D-графику, они всегда устанавливались в систему в паре с отдельной видеокартой и соединялись с ней коротким кабелем VGA female – VGA male. Монитор, в свою очередь, подключался по VGA к Voodoo.

 

Результат получен на процессоре Intel Pentium III Coppermine 1 ГГц, 640×480

 

Наиболее распространёнными видеокартами в 1997 году можно считать решения на чипсетах S3 ViRGE, занимавшие почти 50$ рынка. Они отличались хорошим качеством 2D, но были крайне слабы в 3D, так что связки ViRGE + Voodoo быстро завоевали популярность. К концу 1997 года различные модификации Voodoo отхватили более 80% рынка 3D-ускорителей.

Посмотреть на результаты Voodoo Helios 3D в играх и сравнить их с ATI Rage Pro и Nvidia RIVA 128 можно в этой статье на сайте.

 

 

Характеристики A-Trend Helios 3D Voodoo:

Чип SST-1
Техпроцесс 0,5 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 50 МГц
Частота RAM 50 МГц EDO
Объем памяти 4 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI
Поддержка API DirectX 5.0, Glide, OpenGL (Miniport wrapper)
Скорость текстурирования 50 Мпикс./сек
Пропускная способность 1 млн. треуг./сек