RIVA 128 (Canopus PWR128A-4VC и PWR128P)

Хотя первый блин в виде чипа NV1 у компании Nvidia получился комом, она не стала опускать руки и 8 апреля 1997 года представила новый чипсет RIVA 128, давший жизнь будущей серии видеокарт RIVA.

RIVA 128 немного уступала по производительности и качеству картинки тогдашнему лидеру, 3dfx Voodoo, хотя и стоила дешевле за счет высокой интеграции компонентов в чипсет и применению более современной памяти SGRAM. Благодаря успеху RIVA 128, Nvidia укрепила свои позиции на рынке графических ускорителей и получила средства на дальнейшую разработку чипсетов TNT.

Графический процессор NV3, лежащий в основе видеокарт RIVA 128, изготовлен по техпроцессу 350 нм и содержит 3,5 миллиона транзисторов. Его базовая частота составляет 100 МГц. Оригинальные видеокарты RIVA 128 оснащались 4 мегабайтами памяти с частотой 100 МГц, тогда как обновленные версии RIVA 1280ZX получили уже 8 МБ. В отличие от главного конкурента, 3D-ускорителя Voodoo Graphics, RIVA 128 поддерживает не только интерфейс PCI, но и новейший на 1997 год AGP 1x, а также умеет работать при 32-битном цвете. Кроме того, RIVA 128 сочетает в себе как 2D-ядро, так и пиксельный 3D-конвейер.

 

PWR128A 4VC PWR128P

 

Компания Canopus выпустила на североамериканском и японском рынках множество моделей нереференсных карт на базе чипсета RIVA 128. Все они делятся на три линейки: Total3D 128, PWR128 и ZXR128 и отличаются компоновкой плат, возможностями по работе с видео и комплектацией.

AGP-версия RIVA 128, произведенная в 1997 году, называется PWR128A-4VC (сокращение от PowerWindow RIVA 128 AGP с четырьмя дополнительными видеоразъемами). Также она известна под индексом G41. Отличительная особенность данной видеокарты – наличие двух видеовходов и двух видеовыходов, выполненных через композитные разъемы и интерфейсы S-Video.

 

 

В качестве видеодекодера на PWR128A-4VC используется микросхема BT829KPF от Conexant. Это недорогое решение для видеозахвата потоков NTSC и PAL с поддержкой функций регулировки яркости и оттенка изображения, фильтрации и масштабирования картинки по горизонтали и вертикали и демодуляции цветовой насыщенности.

 

 

Функциями вывода видео на ТВ стандарта NTSC/PAL заведует кодировщик Chrontel CH7002D, размещенный на отдельной плате. Эта микросхема сочетает в себе 8-битные интерфейсы ЦАП и АЦП, трехлинейный вертикальный фильтр и механизм фазовой автоподстройки частоты, что обеспечивает высокое качество передачи видео. Поддерживаются входные разрешения 640×480 и 800×600. Сопряжение ГП с внешним модулем обеспечивает программируемая матрица Altera EPM7064LC44.

Более простая PCI-модель называется PWR128P (или G42). Она лишена видеовхода и дополнительных выводов. Эта видеокарта построена на очень похожей печатной плате, но применение интерфейса PCI вынудило производителя разместить здесь усилитель Linear Technology LT1518 для трансляции входных сигналов на уровень логики CMOS/TTL.

 

 

На обеих платах распаяно по четыре микросхемы памяти ULL-SGRAM от MoSys. Маркировка MG802C-256Q-10 указывает на время доступа 10 нс и частоту 100 МГц. Объем памяти составляет всего 4 МБ, что, впрочем, не мешает PWR128 запускать Quake 3 в разрешении 800×600 при 16-битном цвете (тут стоит отметить, что драйвер OpenGL работает только при 16-битной палитре рабочего стола Windows).

 

PWR128A 4VC PWR128P

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4 ГГц при разрешении 640×480

 

Подробнее ознакомиться с результатами RIVA 128 в играх в сравнении с главными конкурентами своего времени можно в этом материале.

 

 

Характеристики Canopus PWR128P | PWR128A 4VC:

Чип NV3
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 100 МГц
Частота RAM 100 МГц ULL-SGRAM
Объем памяти 4 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI 2.1 | AGP 1.0 1x
Поддержка API DirectX 5 и OpenGL 1.0
Скорость текстурирования 100 Мпикс./сек
Пропускная способность 1,5 млн. треуг./сек