ViRGE (Diamond Stealth 3D 2000)

Первые видеокарты новой серии S3 ViRGE (Virtual Reality Graphics Engine, англ. графический движок виртуальной реальности) были выпущены в продажу в 1996 году и пришли на смену предыдущей линейке S3 Trio. Оригинальная ViRGE была основана на 64-битном чипе 86C325, производством которого занималась компания UMC. В конце октября 1996 года семейство пополнили модели ViRGE/DX и ViRGE/GX, а в начале 1997 года появилась версия GX2, обладавшая поддержкой шины AGP.

ViRGE получила RAMDAC, работающий на частоте 135 МГц, что при наличии 2 МБ памяти на борту позволяло использовать 16-битный цвет на разрешениях вплоть до 1024×768 и 8-битный цвет на разрешениях до 1280×1024.

ViRGE поддерживала API Direct3D (DirectX 5) и S3D, а также умела ускорять работу в движках BRender и RenderWare. OpenGL на этих картах мог работать только через враппер, который появился позднее.

Из реализованных у ViRGE графических технологий можно отметить:

  • Высокопроизводительное ускорение оконного режима Windows;
  • Поддержку равномерного затенения и затенения по Гуро в 3D;
  • Высококачественное текстурирование в 3D;
  • Коррекцию перспективы;
  • Билинейную и трилинейную фильтрацию;
  • MIP-мэппинг;
  • Отображение по глубине и поддержку тумана;
  • Альфа-смешивание;
  • Поддержку видеотекстур;
  • Z-буферизацию.

Высокая степень интеграции компонентов, унаследованная от линейки Trio64, позволила сократить расходы на производство видеоадаптеров и, соответственно, снизить цены. Очень быстро видеокарты ViRGE распространились по компьютерам OEM-сегмента и тех пользователей, кому не нужны были новомодные 3D-эффекты. В итоге во второй половине 90-х встретить их можно было повсеместно. Конечно, поддержка 3D-ускорения заявлялась компанией S3 как одно из главных преимуществ ViRGE (она даже нашла отражение в названии), но на практике эти карты не могли обеспечить хоть сколько-нибудь приемлемой частоты кадров в 3D-играх. Из-за этого ViRGE даже получила свое обидное прозвище “3D-замедлитель”.

 

 

Данная версия ViRGE от компании Diamond получила название Stealth 3D 2000. Она была представлена 1 апреля 1996 года и к концу года даже завоевала титул «Выбор редакции» известного американского журнала о «железе» PC Magazine. Stealth 3D 2000 предлагалась в магазинах за $199.

На плате распаяны 4 микросхемы памяти типа EDO DRAM от компании EtronTech. Их суммарный объем составляет 2 МБ. Впрочем при желании память можно расширить до 4 МБ, если установить дополнительные микросхемы в пустующие «кроватки». Маркировка памяти EM614163A указывает на время доступа 50 нс, что является достаточно скромным показателем. Частота памяти синхронизирована с частотой ГП на отметке в 55 МГц.

 

Результат получен на процессоре AMD Phenom II X4 965

Чип лишен охлаждения, хотя при активной обработке 3D-графики он достаточно сильно нагревается, что даже приводит к зависаниям. Если вы по каким-то причинам захотите использовать ViRGE для 3D-ускорения, то будет не лишним установить на нее радиатор и/или обеспечить обдув.

Характеристики ViRGE:

Чип 86C325
Техпроцесс 0,5мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 55 МГц
Частота RAM 55 МГц EDO
Объем памяти 2 МБ
Шина памяти 64 бит
Интерфейс PCI 2.1
Поддержка API DirectX 5, BRender, RenderWare, S3D
Скорость текстурирования 55 Мпикс./сек
Пропускная способность 0,25 млн. треуг./сек

Спасибо Александру remember и Филиппу Philim0n за предоставленную видеокарту Diamond Stealth 2000.