9 мая, 2021
Счёт по головам: Voodoo5 5500 PCI
В ноябре 1999 года компания 3dfx провела презентацию, где рассказала про новое поколение графических чипов VSA-100. Главной парадигмой при их разработке стала масштабируемость, что нашло отражение в названии – Voodoo Scalable Architecture. Идея компании заключалась в максимальном распараллеливании задач визуализации 3D-графики. То есть, уйти от разработки одного большого и сложного графического процессора в сторону лёгких и недорогих в производстве чипов, которые можно будет устанавливать на видеокарты по 1, 2 или 4 штуки.
По замыслу 3dfx флагманом серии Voodoo5 должна была стать 4-процессорная модель с индексом 6000, однако из-за производственных трудностей она не дожила до официального релиза 22 июня 2000 года, уступив место двухчиповой Voodoo5 5500. Ранее в коллекции уже были рассмотрены модели Voodoo5 5500 AGP для ПК и PCI для MAC, и теперь к ним добавилось недостающее звено – «коробочная» Voodoo5 5500 PCI для ПК. Ради удобства было решено разместить Voodoo5 5500 AGP и PCI на одной странице, а Voodoo5 5500 MAC перенести на отдельную.
ПК-версии Voodoo5 выпускались с шинами AGP и PCI, причём вторая могла опционально оснащаться видеовыходом DVI, что роднило её с вариантом для MAC, где DVI присутствовал всегда.
Интегрированный чипсет VSA-100, давший жизнь линейкам Voodoo4 и Voodoo5, производился по техпроцессу 250 нм и содержал встроенный RAMDAC с частотой 350 МГц. Набор поддерживаемых им функций вполне соответствовал времени. Самое главное – он наконец-то научился работать в 3D в 32-битном цвете, за что регулярно упрекали все предыдущие видеокарты и 3D-ускорители 3dfx. Также 3dfx реализовала поддержку технологий компрессии текстур DXTC в DirectX и FXT1 во всех API и добавила в VSA-100 движок рендеринга T-Buffer, который занимался обработкой постэффектов.
Слабым местом VSA-100 оказалась обработка текселей – по этому важному параметру он уступал конкурирующему чипсету Nvidia NV15 почти в три раза. Что касается Voodoo5 5500, то ей явно не хватало скорости памяти, поскольку она использовала микросхемы SDRAM вместо прогрессивных и вдвое более быстрых DDR. Эти факторы не позволили Voodoo5 выбиться в лидеры по 3D-производительности. В конечном итоге в декабре 2000 года Nvidia объявила о покупке активов 3dfx. На этом эпоха Voodoo завершилась.