Серия GeForce 4

Линейка видеокарт GeForce 4 основана на чипе NV25 и его производных. NV25 который стал ответом на Radeon 8500, выпущенный компанией ATI. Анонс серии GeForce 4 состоялся 6 февраля 2002 года, а первыми представленными видеокартами стали Ti 4400 и Ti 4600. Процессор NV25 не привносил каких-либо кардинальных новшеств. Он выпускался по тому же 150-нм техпроцессу и архитектурно повторял NV20, получив небольшие доработки.

NV25 поддерживал второе поколение технологии LMA и движок nFinite FX 2. Благодаря технологии TwinView стало возможным использовать два монитора на одной видеокарте, для чего в ядре ГП были размещены два независимых RAMDAC. Также появился новый более экономичный метод сглаживания – 4xS AA, который стал улучшенной версией 4x AA.

 

NV25

 

Под именем GeForce 4 выпускались два разных семейства графических карт: высокопроизводительные Ti (Titanium) и бюджетные MX. На базе GeForce 4 также производились предназначенные для ноутбуков GeForce 4 Go и профессиональные графические решения Quadro4 XGL.

Линейка видеокарт Ti была представлена моделями GeForce 4 Ti 4400 и 4600, однако чуть позже к ним добавилась бюджетная версия версия Ti 4200. В конце 2002 года семейство пополнила еще топовая Ti 4800, построенная на базе чипа NV28, ставшего улучшенной версией NV25. Основное отличие 4800 от модели 4600 заключалось в поддержке шины AGP 8x. На рынке Ti 4800 SE заменила собой Ti 4400, а Ti 4800 заменила Ti 4600.

Но, пожалуй, наиболее известны в линейке карты с суффиксом MX (особенно MX440). Формально они входили в 4-ю серию, однако к чипу NV25 не имели никакого отношения. Серия GeForce 4 MX была создана на процессоре NV17 и должна была заменить бюджетные видеокарты GeForce 2 MX200 и MX400. Тем не менее, GeForce 4 MX были очень популярны. Эти карты обладали 128-битной шиной, поддерживали MSAA-сглаживание и несли на борту аппаратный декодер MPEG-2. К тому же они стоили дешевле решений на NV25. Помимо этого, название GeForce 4 зачастую вводило покупателей в заблуждение. Главным минусом всех карт серии MX было отсутствие поддержки программируемых пиксельных шейдеров и вершинных шейдерных процессоров. В результате через какое-то время новые игры просто перестали запускаться на GeForce 4 MX.