i740

Первым графическим чипсетом от компании Intel стал i740 (получивший кодовое имя Auburn). Он был представлен 12 февраля 1998 года, а цена на дискретную видеокарту на его основе составляла $289.

i740 был разработан так, чтобы максимально задействовать преимущества шины AGP. В то время, как многие конкуренты все еще использовали интерфейс PCI, AGP-версия i740 выделялась среди них своим уникальным набором характеристик. Этот чипсет задействовал набортную память эксклюзивно для хранения кадрового буфера, тогда как все текстуры размещались в основной системой памяти. В те времена большинство 3D-ускорителей использовало ресурсы ЦП для установки треугольников и геометрических расчетов, а затем принимало результаты вычислений для дальнейшего наложения текстур и применения билинейной фильтрации. Оставляя данные в системной памяти и предоставляя видеокарте высокоскоростной канал передачи, можно было улучшить производительность и одновременно с этим сократить общее количество памяти в системе.

 

 

Ключевая особенность i740 заключалась также в технологии точной попиксельной интерполяции, которая использовалась, чтобы убедиться в правдоподобности визуализации треугольников. Чип производил расчет и пересчет ключевых коэффициентов растеризации треугольника (положение по x, y, z, каналы цвета, туман, альфа-канал, текстурные координаты и уровни детализации) для каждого пиксела. В результате качество выходного изображения оказывалось выше, чем при единичном расчете этих параметров для всего треугольника.

С технической стороны i740 поддерживает API DirectX 5 и умеет аппаратно ускорять видео MPEG-2 (DVD). Благодаря интегрированному RAMDAC с частотой 220 МГц максимальное разрешение составляет 1600×1200 пикселей при 256-цветной палитре и частоте обновления монитора 70-75 Гц.

 

 

Поскольку тепловыделение i740 составляет всего 6 Вт, чип обходится простым пассивным радиатором. С лицевой стороны платы распаяны 4 микросхемы памяти SGRAM от EliteMT. Судя по маркировке M32L1632512A-8Q, это одна из самых медленных модификаций данной памяти. Время выборки составляет 8 нс, а штатная частота – 125 МГц. Впрочем, реальная частота работы памяти ограничена отметкой в 100 МГц.

Среди 3D-технологий можно отметить:

  • Видеотекстурирование в реальном времени;
  • Поддержку 16-битного цвета, двойной буферизации и Z-буферизации;
  • Билинейный и трилинейный мип-мэппинг;
  • Поддержку текстур с коррекцией перспективы;
  • Затенение по Гуро;
  • Альфа-смешивание и поддержку отрисовки тумана;
  • Анти-альясинг и дизеринг;
  • Поддержку изображений из повторяющихся шаблонов и эффекта прозрачности;
  • Отсечение невидимых линий;
  • Управление цветовой рирпроекцией;

В апреле 1999 года Intel анонсировала двух преемников i740: чипы i752 (Portola) и i754 (Coloma). Они должны были предложить поддержку мультитекстурирования, анизотропной фильтрации и компенсации движения при декодировании MPEG-2 и научиться работать с интерфейсом DVI, однако i754 отменили, а i752 был выпущен очень ограниченным тиражом и не показал существенного роста производительности относительно своего предшественника. Не секрет, что по этому критически важному параметру i740 явно не блистал, в два раза уступая в 3D-играх и бенчмарках видеокартам Nvidia RIVA TNT и 3dfx Voodoo2.

 

Результаты получены на Celeron Mendocino 500 МГц

 

Характеристики Intel i740:

Чип Auburn
Техпроцесс 0,350мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 66 МГц
Частота RAM 100 МГц SGRAM
Объем памяти 8 МБ
Шина памяти 64 бит
Интерфейс AGP 2x
Поддержка API DirectX 5, OpenGL 1.1
Скорость текстурирования 66,7 Мпикс./сек
Пропускная способность 1,1 млн. треуг./сек