RIVA 128ZX (Creative CT6730 и Canopus ZXR128P)

zxr128p-perspective

RIVA 128 стала первой видеокартой серии RIVA и после неудачной NV1 укрепила позиции компании Nvidia на рынке графических ускорителей. Чипсет RIVA 128 был представлен 8 апреля 1997 года.

Графический процессор NV3, легший в основу видеокарт RIVA 128, изготавливался по техпроцессу 350нм и содержал 3,5 миллиона транзисторов, а его базовая частота составляла 100 МГц. Видеокарта использовала 4 Мбайта памяти SGRAM с частотой 100 МГц, которая общалась с ГП по 128-битной шине. В отличие от главного конкурента, 3D-ускорителя Voodoo Graphics, RIVA 128 поддерживала не только интерфейс PCI, но и новейший на то время AGP 1x. Главным преимуществом и отличием RIVA 128 от Voodoo было то, что она сочетала в себе функции как 2D-видеокарты, так и 3D-ускорителя.

 

Creative CT6730 Canopus ZXR128P

 

RIVA 128 немного уступала Voodoo по производительности и качеству изображения, но и стоила дешевле. Конкурентом RIVA 128 среди видеокарт от ATI была 3D Rage Pro.

В марте 1998 года Nvidia выпустила небольшую модификацию Riva 128, получившую индекс ZX. Отличия заключались в поддержке интерфейса AGP 2x, увеличенном вдвое объеме памяти и повышенной частоте работы RAMDAC (250 МГц против 206 МГц у RIVA 128).

Модель от Creative называется CT6730. Она оснащена 8 МБ памяти SGRAM от Samsung и 26-контактным разъемом для подключения плат ТВ-вывода или видеозахвата. Частоты ядра и памяти синхронизированы на отметке 95 МГц. Само по себе увеличение объема памяти относительно оригинальной модели не сказалось на производительности, однако оно позволило использовать разрешение 800×600 в играх, которые прежде испытывали нехватку памяти.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4 ГГц

Характеристики Creative RIVA 128ZX CT6730:

Чип NV3T
Техпроцесс 0,35мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 95 МГц
Частота RAM 95 МГц SGRAM
Объем памяти 8 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 1.0 2x
Поддержка API DirectX 5 и OpenGL 1.0
Скорость текстурирования 95 Мпикс./сек
Пропускная способность 1,5 млн. треуг./сек

 

В ассортименте видеокарт от Canopus существовало множество моделей на базе чипсета RIVA128. Они делились на три линейки: Total3D 128, PWR128 и ZXR128 и отличались компоновкой плат и возможностями по работе с видео. Так, например, Total3D 128V помимо стандартного VGA оснащалась еще и разъемами ТВ-входа и ТВ-выхода, а линейка ZXR128 отличалась использованием модернизированного чипсета 128ZX.

Данная модификация 128ZX произведена компанией Canopus в 1998 году и называется ZXR128P GTS PCI. На плате распаяно 8 МБ памяти SGRAM Toshiba с маркировкой TC59G1632AFB и временем доступа 8нс. Штатная частота работы памяти составляет 125 МГц, однако здесь она синхронизирована с частотой ГП на уровне 100 МГц. 26-контактный разъем в верхней части предназначен для объединения с платой видеозахвата ZXR128 Video Capture Kit.

Характеристики Canopus ZXR128P:

Чип NV3T
Техпроцесс 0,35мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 100 МГц
Частота RAM 100 МГц SGRAM
Объем памяти 8 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс PCI
Поддержка API DirectX 5 и OpenGL 1.0
Скорость текстурирования 100 Мпикс./сек
Пропускная способность 1,6 млн. треуг./сек