RIVA 128ZX (Creative CT6730 и Canopus ZXR128P)

Оригинальный чипсет RIVA 128 был представлен 8 апреля 1997 года, и видеокарты на его основе в целом успешно конкурировали с 4-мегабайтной версией 3D-ускорителя Voodoo. Он выпускался по техпроцессу 350 нм, содержал 3,5 миллиона транзисторов и мог похвастаться 128-битным графическим ядром, а также высокой степенью интеграции компонентов. Видеокарты RIVA 128 оснащались 4 МБ передовой на тот момент памяти SGRAM с частотой 100 МГц.

Без малого через год, в марте 1998-го, Nvidia выпустила небольшую модификацию RIVA 128, получившую индекс ZX. Отличия заключались в поддержке интерфейса AGP 2x, увеличенном вдвое объеме памяти и повышенной частоте работы RAMDAC (250 МГц против 206 МГц у оригинальной RIVA 128).

Модель от Creative называется CT6730. Она оснащена 8 МБ памяти SGRAM от Samsung и 26-контактным разъемом Feature Connector для подключения плат ТВ-вывода или видеозахвата. Частоты ядра и памяти синхронизированы на отметке 95 МГц. Это ниже штатного значения в 100 МГц, но производителю пришлось пойти на уменьшение частот во избежание перегрева чипа, поскольку он тут лишен какой-либо системы охлаждения.

 

 
Creative CT6730 Canopus ZXR128P

 

В ассортименте видеокарт от Canopus существовало множество моделей на базе чипсета RIVA 128. Они делились на три линейки: Total3D 128, PWR128 и ZXR128 и отличались компоновкой плат и возможностями по работе с видео. Так, например, Total3D 128V помимо стандартного VGA оснащалась еще и разъемами ТВ-входа и ТВ-выхода, а линейка ZXR128 была построена на модернизированном чипсете RIVA 128ZX и снабжалась удвоенным объемом памяти по сравнению с классическими RIVA 128.

Данная модификация 128ZX произведена компанией Canopus в 1998 году и называется ZXR128P GTS PCI.

 

 

Поскольку чипсеты RIVA 128 и 128ZX включают в себя все основные компоненты: 2D-ядро, пиксельный конвейер с модулем текстурирования, RAMDAC и тактовый генератор, то для их работы требуется добавить на плату лишь память и VGA BIOS. Именно поэтому большинство видеокарт RIVA 128 такие компактные и минималистичные. У AGP-версий даже отсутствует собственная подсистема питания – необходимые 3,3 В подаются напрямую через слот AGP.

В случае же с Canopus ZXR128, которая использует шину PCI, на плате дополнительно присутствует регулятор напряжения Semtech EZ1587 CH. Как и модель от Creative, данная карта тоже оснащена разъемом Feature Connector, который предназначен для объединения с платой видеозахвата ZXR128 Video Capture Kit.

Подсистема памяти ZXR128P представлена четырьмя микросхемами SGRAM от Toshiba с маркировкой TC59G1632AFB и временем доступа 8 нс. Общий объем составляет 8 МБ. Согласно спецификациям, паспортная частота этих микросхем составляет 125 МГц, однако здесь она синхронизирована с частотой ГП на уровне 100 МГц.

 

Результаты получены на процессоре Intel Pentium III Tualatin 1.4 ГГц при разрешении 800×600

 

Увеличение объема памяти в два раза позволило RIVA 128ZX успешнее конкурировать с 6-мегабайтными версиями Voodoo. Кроме того, нельзя забывать про еще одно важное преимущество RIVA – возможность использовать системную оперативную память под свои нужды (то есть, для хранения текстур и готовых кадров). Благодаря этой функции, на ней можно запустить даже такие требовательные игры, как Half-Life или Quake 3.

 

 

Характеристики Creative RIVA 128ZX | Canopus ZXR128P:

Чип NV3T
Техпроцесс 0,35 мкм
Шейдерные процессоры 1 пиксельный
Блоки текстурирования (TMU) 1
Блоки растровых операций (ROP) 1
Частота GPU 95 МГц | 100 МГц
Частота RAM 95 МГц | 100 МГц SGRAM
Объем памяти 8 МБ
Шина памяти 128 бит
Интерфейс AGP 2x | PCI 2.1
Поддержка API DirectX 5 и OpenGL 1.0
Скорость текстурирования 95 Мпикс./сек | 100 Мпикс./сек
Пропускная способность 1,52 млн. треуг./ сек | 1,6 млн. треуг./сек