Vortex 2 (Diamond Monster Sound MX300)

Чипсет Vortex 2 (AU8830) был представлен компанией Aureal Semiconductor 6 августа 1998 года и пришел на смену линейке Vortex первого поколения. После релиза Vortex 2 сразу четыре компании-партнера Aureal заявили о желании начать выпуск звуковых карт на его основе. Это были Diamond, Turtle Beach, VideoLogic и Xitel. Вдобавок, сама Aureal тоже объявила, что начнет производить звуковые карты на Vortex 2 для OEM-сегмента (впоследствии Aureal также выпустила и Retail-версию Vortex 2 SuperQuad). Компания Diamond представила свою звуковую карту Monster Sound MX300 на базе чипа Vortex 2 в начале января 1999 года.

Несмотря на небольшие размеры, Vortex 2 может похвастаться довольно плотным размещением транзисторов, которых там собралось целых 3 млн. штук. Чистая производительность Vortex 2 достигает 600 MIPS. Общее количество звуковых каналов DMA (Direct Memory Access – прямой доступ к памяти), которые служат путепроводом для передачи звуковых данных из оперативной памяти в звуковой процессор, составляет 96 штук. При этом 64 из них являются выходными каналами, а еще 32 – двунаправленными.

Одной из ключевых функций Vortex 2 является поддержка фирменного API A3D 3.0. Он представляет собой мощный инструмент для моделирования пространственного звука и позволяет звуковой карте воспроизводить все три основных типа звуков. В их числе:

  1. прямо распространяющиеся звуки, позволяющие определить направление источника;
  2. отражённые звуки, позволяющие узнать расстояние до источника;
  3. реверберация, позволяющая оценить размеры помещения, где раздается звук, и тип поверхностей, от которых этот звук отражается.

Кроме того, A3D 3.0 включает в себя универсальный звуковой движок, который позволяет воспроизводить трехмерный звук вне зависимости от наличия или отсутствия у аудио контроллера DSP (цифрового сигнального процессора).

Из особенностей A3D 3.0 можно выделить:

  • Поддержку аппаратного декодирования потокового звука в форматах MP3, AC-3 и WAV.
  • Возможность воспроизводить звук от объемных источников (технология Volumetric Sound).
  • Наличие движка реверберации A3Dverb. Он позволяет воспроизводить реверберацию как по готовым предустановкам, так и динамически, на основе геометрии окружения (технология WaveTracing).
  • Поддержку установки фильтров HRTF (передаточной функции головы) для конкретного слушателя.

Звуковая карта Diamond Monster Sound MX300 выполнена на текстолите зеленого цвета под шину PCI 2.1 и оснащена позолоченными разъемами на задней панели. Сама планка выкрашена в черный цвет. На верхнюю грань платы выведены разъемы MPC3 для передачи звукового сигнала от CD-привода, модема или внешнего источника (AUX-In). Справа от них присутствует штырьковый разъем для подключения внешних MIDI-плат серии MX.

 

 

Ниже находится 18-битный Quad-кодек AC-97 от SigmaTel. Он содержит 4 отдельных ЦАП (по одному на каждый выходной канал, в результате чего позволяет выводить звук на четыре динамика. Максимальная частота дискретизации составляет 48 кГц.

MIDI-часть представлена встроенным в чипсет Vortex 2 WaveTable-синтезатором. Он имеет 64 аппаратных голоса, а еще 256 голосов может эмулировать программно. Также MIDI-процессор может накладывать звуковые эффекты при воспроизведении MIDI и поддерживает загружаемые банки форматов DLS 1.0, SF2 или ARL. Поскольку карта не имеет собственной набортной памяти, 16 МБ для хранения сэмплов Wavetable выделяются из системной оперативной памяти.

OEM-варианты Monster Sound MX300 комплектовались лишь диском с драйверами и фирменными утилитами, тогда как «коробочные» версии могли похвастаться наличием DVD-плеера Zoran SoftDVD и программы для работы с MP3-файлами MusicMatch Jukebox. Среди утилит можно отметить 10-полосный эквалайзер реального времени, работающий с любым источником звука, и индикатор загрузки звукового процессора Vortex 2. Что интересно, все звуковые карты Vortex 2 могут функционировать в 32-битных редакциях операционных систем Windows Vista и Windows 7.

 

 

Основным конкурентом Monster Sound MX300 выступала Creative SB Live! При этом цена на Retail-версию Diamond Monster Sound MX300 составляла $100-120, тогда как карта от Creative предлагалась в рознице за $150 или даже выше. За счет поддержки A3D звуковые карты от Aureal являлись отличным выбором для геймеров. Тем более, что поддержка этой технологии была реализована во многих крупных проектах конца 90-х, включая Quake II и Half-Life.

Характеристики Diamond Monster Sound MX300:

Звуковой процессор Aureal Vortex 2 PCI (AU8830)
Разрядность 16 бит
Голоса 64 аппаратных + 256 программных
Частота воспроизведения 48 кГц (4 канала)
Частота записи 48 кГц (стерео)
Объем памяти 16 МБ (выделяются из оперативной)
MIDI WaveTable
Интерфейс PCI 2.1
Выходы Line-Out, Headphones, S/PDIF
Входы GamePort, Line-In, Mic-In, MPC, S/PDIF
Соотношение сигнал/шум 96 дБ
Поддержка PnP Есть
Технологии DirectSound3D, Aureal A3D 2.0, EAX 1.0, I3DL2;