GeForce GTX 275 (EVGA CO-OP PhysX)

Необычная двухпроцессорная видеокарта EVGA GeForce GTX 275 CO-OP PhysX была представлена 31 октября 2009 года, в одно время с Хеллоуином.

Все привыкли считать, что многопроцессорная видеокарта должна нести на плате два или четыре одинаковых чипа (зачастую даже из одной партии), однако EVGA пошла наперекор общепринятым стандартам и в пару к урезанному по шине чипу GT200b поставила флагманский чип прошлого поколения, G92b. В итоге получилась видеокарта, которую можно считать уникальной комбинацией из GeForce GTX 275 и GeForce GTS 250. Идея компании была проста – возложить обработку графики полностью на GTX 275, а младший чип отдать исключительно под аппаратное ускорение физического движка Nvidia PhysX.

PhysX – это физический движок, который изначально был разработан компанией Ageia специально для своего одноименного дискретного физического ускорителя. Однако добиться успехов в его популяризации среди разработчиков игр компании не удалось, и 13 февраля 2008 Nvidia приобрела Ageia вместе со всеми ее активами. В итоге PhysX был интегрирован в язык CUDA и драйверы ForceWare.

15 августа 2008 года вышел драйвер ForceWare 177.83, который добавлял видеокартам Nvidia с унифицированной шейдерной архитектурой (на тот момент это были серии GeForce 8000, 9000 и 200) возможность аппаратно ускорять эффекты PhysX, прямо как это делала отдельная карта от Ageia. Позднее, начиная с драйверов ForceWare 186, Nvidia заблокировала возможность использовать свои карты в качестве ускорителя физики, если за обработку графики в системе отвечала видеокарта другого производителя. Тем не менее, вскоре появились модифицированные фанатами драйверы, где это ограничение обходилось. 4 марта 2015 года Nvidia выложила исходные коды PhysX в составе PhysX SDK в свободный доступ.

Хотя PhysX так и не получил широкого распространения в играх, существует несколько крупных проектов, где аппаратное ускорение реализуется в полную силу. Одним из таких “двигателей технологии” стала вышедшая в сентябре 2009 года игра Batman: Arkham Asylum. Не удивительно, что именно она стала основным маркетинговым инструментом для продвижения GTX 275 Co-op PhysX – на кожухе видеокарты даже красуется изображение главного злодея игры – Джокера.

 

 

С первого взгляда на карту становится понятно, что Co-op PhysX многое позаимствовала у референсной “однопалубной” GeForce GTX 295. У них практически идентичные кожухи и системы охлаждения, а также подсистемы питания ГП. Тем не менее, дизайн печатной платы в области обвязки чипа G92b ожидаемо является уникальной разработкой инженеров EVGA. Видеокарта построена на черной глянцевой плате, где чипы разнесены по бокам, а посередине располагается коммутатор NF200. Рядом с GT200b также находится его внешний модуль NVIO2, необходимый для вывода изображения на экран через два разъема DVI. Дополнительное питание подается через сочетание 6- и 8-контактных разъемов, а светодиод на задней панели сигнализирует о состоянии работы карты.

Несмотря на существенные аппаратные различия двух чипов, их подсистемы питания идентичны и насчитывают по 3 фазы для ГП и по одной фазе для памяти. За формирование питания ГП отвечают интегральные сборки Renesas R2J20651, которые управляются контроллером Analog Devices ADP3193A. За питание памяти чипа GT200b отвечают мосфеты Renesas R2J20651 с контроллером N12 VGF932. Питание памяти G92b построено на МОП-транзисторах с контроллером uPI Semiconductor uP6161.

 

 

Два SLI-разъема напрямую указывают на возможность карты работать в режиме, когда два или три GTX 275 будут обрабатывать графику, а GTS 250 возьмет на себя расчет физики. Более того, судя по внешнему виду Co-op PhysX, в компании EVGA явно рассчитывали на использование их видеокарты в тандеме с “однопалубной” GTX 295.

Оба графических процессора сохранили свои штатные частоты: 633 МГц для GT200b и 738 МГц для G92b. Однако младший чип был лишен большей части памяти: вместо 1024 МБ GDDR3 он довольствуется лишь 384 МБ. Соответственно шина памяти также была пропорционально урезана с 256 до 192 бит, а из 16 ROP активность сохранили лишь 12 блоков. Впрочем, для ускорителя физики это не играет большой роли.

Память для обоих чипов используется одинаковая – Hynix GDDR3 с маркировкой H5RS5223CFR-N2C. Она имеет организацию вида (16Mx32) и может работать на частоте 1200 (2400) МГц при напряжении 2.05 В. Младшему чипу G92b выделено 6 микросхем, а у старшего G200b их 14, что дает объемы в 384 и 896 МБ соответственно.

 

 

Конструкцию кулера от GTX 295 никак нельзя назвать оптимальной. Для охлаждения двух разных чипов здесь используются одинаковые радиаторы, причем довольно скромных размеров. Если учесть, что TDP GTS 250 составляет 150 Вт, а TDP GTX 275 достигает 219 Вт, инженерам EVGA явно пришлось отбирать кристаллы, способные работать на пониженном напряжении. С другой стороны, G92b даже при обработке физики не испытывает сильных нагрузок, а большую часть времени так и вовсе простаивает.

 

 

Плату целиком закрывает массивная алюминиевая пластина, которая через миллиметровые термопрокладки контактирует с памятью, силовыми элементами, мостом NF200 и чипом NVIO2. Соединяется с платой она при помощи 16 винтов. Довольно необычно крепление основных радиаторов: здесь они не прикручиваются напрямую к текстолиту через отверстия вокруг чипа, а крепятся к пластине-основанию. Два радиатора ГП идентичны. В основании каждого лежит широкая медная пластина, от которой отходят две тепловые трубки и пронизывают массив из 31 алюминиевого ребра. В двух местах сделаны вырезы под крепежные винты, что еще сильнее снижает и без того небольшую площадь рассеивания. Обдув обеспечивается вентилятором Forcecon мощностью 4,8 Вт. С обратной стороны платы область вокруг чипа GT200b закрывается бэкплейтом, который отводит тепло от микросхем памяти.

 

Результаты получены на процессоре Intel Core i7-4770K @ 4.3 ГГц

 

Несмотря на всю свою уникальность, розничная цена Co-op PhysX составляла всего $350. Причиной тому во многом является присутствие на рынке в октябре 2009 года видеокарт Radeon HD5000, относящихся к следующему поколению. На их фоне все старшие GeForce серии 200 смотрелись крайне невыгодно.

В большинстве игр, где не используются возможности аппаратного ускорения физики, GTX 275 Co-op PhysX демонстрирует точно такую же производительность, что и одиночная референсная GeForce GTX 275.

 

 

 

Характеристики EVGA GTX 275 Co-op PhysX:

Чип GT200b + G92b
Техпроцесс 55 нм
Шейдерные процессоры 240 / 128 унифицированных
Блоки текстурирования (TMU) 80 / 64
Блоки растровых операций (ROP) 28 / 12
Частота GPU 633 / 738 МГц
Частота RAM 1134 (2268) / 1100 (2200) МГц GDDR3
Объем памяти 896 / 384 МБ
Шина памяти 448 / 192 бит
Интерфейс PCI-E 2.0 x16
Поддержка API DirectX 10.0 и OpenGL 3.3
Скорость текстурирования 17,32 / 11,8 Гпикс./сек
Производительность (FP32) 622,1 / 406,95 Гфлопс

Скачать BIOS EVGA CO-OP PhysX

Спасибо Владимиру Dushm@n за предоставленную видеокарту EVGA CO-OP PhysX.